Социально-педагогические причины зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в коллективе сверстников.
Зачастую ошибки и просчеты воспитания в подростковом возрасте имеют тяжелые последствия. Девочки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении.
3. Макроуровень
Эти причины связывают с социально-культурными факторами:
влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения девочек-подростков и окружающего ее культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро - и мезоуровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр
развал идеологических и общественных институтов, утверждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищание населения с невозможностью удовлетворять естественные потребности привели значительное число девочек-подростков в суррогатные культуры, насаждаемые с Запада, увеличили число дезадаптированных детей, которые стали решать свои проблемы с помощью наркотиков;
доступность наркотиков. Несмотря на уголовно-правовые запреты, выращивание, изготовление и сбыт наркотиков при обретает все более широкие масштабы.
Специфика подростковой наркомании в том, что причиной ее развития может быть и совершенно противоположная ситуация. Подросток общается с очень благополучной компанией друзей, но стремиться быть в ней лидером. Для этого он начинает демонстрировать сверстникам свои различные способности, среди которых оказываются курение, употребление спиртного и наркотиков как признаки "взрослости".
Другой распространенной формой девиантного поведения среди девочек выступает следующая проблема: анорексия и булимия - нарушения пищевого поведения. Это психосоматические заболевания, связанные с нарушением деятельности пищевого центра, чаще всего наблюдаются в под-ростковом и юношеском возрасте. Заболевания спровоцированы обычно внутренними конфликтами и личными трудностями, а также искаженным отношением к окружающей действительности. Наиболее распространенные пищевые расстройства подростковом возрасте среди девочек - это нервная анорексия (истощение) и булимия (обжорство).
Анорексия нервная - заболевание, характеризующееся потерей веса, чрезмерным страхом полноты, искаженным представлением о своем внешнем виде и глубокими обменными и гормональными нарушениями. Причинами, приводящим к развитию анорексии, могут являться: склонность к перфекционизму (стремлением к совершенству во всем), низкий уровень самооценки, сильный стресс, который может послужить началом заболевания, влияние социальной среды, в которой живет человек - все это может негативно повлиять на психику подростка.
Булимия - расстройство приёма пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством голода, общей слабостью. Причинами развития этого заболевания являются: нарушение внутрисемейных отношений (конфликт между матерью и ребенком); душевная изоляция (изменение аппетита может развиваться при помещении ребенка в интернат); претенциозность и высокие амбиции родителей; недостаточное внимание к ребенку в семье и детском коллективе; один ребенок в семье; низкая двигательная активность.
Провоцировать развитие нарушений пищевого поведения могут критические замечания в отношении массы и формы тела со стороны членов семьи и ближайшего окружения. Риск развития расстройств выше у лиц, занимающихся специфическими видами спорта, либо профессия которых требует соответствия жестким стандартам внешности (легкая атлетика, танцоры, модельный бизнес). Для людей, страдающих нарушением пищевого поведения, свойственна пониженная самооценка, перфекционизм (удовлетворенность от достижения очень высоких результатов, неоправданно высокие стандарты, в противном случае - переживание унижения и поражения) как черта характера.
Похожие статьи:
Технологическая компетентность
В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать ад ...
Роль целостного мировоззрения в процессе формирования системы ценностей и
идеалов учащихся
Основой любого мировоззрения выступают некие наиболее общие представления о мире, которые принято именовать философскими. Эти представления могут усваиваться человеком вместе с образом жизни или вырабатываться самостоятельно. Одним из таких представлений является понятие образования Процесс, опреде ...
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений ...