Образование: статьи и материалы » Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения » Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей

Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей

Страница 4

После того как ребенок закончит составлять этот перечень, он прикалывает этот листок на груди. Затем начинает медленно ходить по комнате, подходить к другим членам группы и внимательно читать то, что написано на их листках. Дается инструкция - не стесняться комментировать ответы других участников; прочитать свои эпитеты вслух всей группе.

Данное упражнение при всей его кажущейся внешней несерьезности дает хороший воспитательный эффект. Ребенок описывает себя, знакомится с аналогичными описаниями, составленными другими, невольно анализирует полученную информацию. В данном случае достаточно нескольких деликатных намеков со стороны педагога-психолога, чтобы коррекция представлений ребенка о самом себе пошла в нужном направлении.

Таким образом дети в процессе игры не только развлекаются но и развивают творческие способности много узнают о себе.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер: ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей. В ходе собственной исследовательской работы мы использовали эту технологию и в процессе основных учебных занятий.

Методическая сторона работы может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов.

Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования

От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы, которые мы использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы.

Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (то, что можно спросить у других людей, то, что написано в книгах и др.).

Эмпирические - предполагающие проведение собственных исследований.

Правила выбора темы. В ходе проведения исследовательской работы было выделено несколько важных общих положений, - назовем их правилами выбора темы исследования.

Творческая работа должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное» мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru