Образование: статьи и материалы » Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения » Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей

Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей

Страница 3

Есть и такие особенности, которые необходимо учитывать при разработке специальной программы (но развитие ребенка в этом направлении не должно осуществляться по принципу «чем больше, тем лучше»). К ним могут быть отнесены: особенности эмоционального развития, эгоцентризм и другие аналогичные личностные свойства (они попадают в сферу практической работы педагога-психолога в процессе реализации нашей программы).

В третьем разделе уже говорили о том, как эгоцентризм проявляется в различных сферах деятельности (познавательной, моральной, коммуникативной), а также описывали задания, направленные на его коррекцию. Здесь рассмотрим другой пример. Многие дети, как одаренные, так и «нормальные», нуждаются в коррекции умения управлять своими эмоциями и чувствами. Их развитие - важный аспект работы в рамках рассматриваемой программы в качестве примера опишем занятие на тему «Уверенный ответ».

Каждый ребенок-школьник знает, как высоко ценятся уверенные ответы. Но ребенку часто бывает не так легко понять, какой ответ можно считать уверенным. Описанная ниже методика внешне проста, но очень эффективна. Мы разработали ее по аналогии с заданием для групповой психотерапии, предложенным американским психотерапевтом К. Рудестамом.

Каждому ребенку в группе предлагается продемонстрировать -в гипотетической ситуации - три стиля ответов: неуверенный, агрессивный и уверенный. Используем простую ситуацию: предлагаем детям представить, что кто-то из одноклассников попросил взаймы ручку, учебник или тетрадь, но к оговоренному сроку не вернул.

Каждому из детей предлагается по очереди продемонстрировать различные варианты поведения. Вот наиболее типичные примеры ответов.

Агрессивный («Я знал, что тебе нельзя Доверять! Когда ты обещал, что все вернешь? Я хочу получить все немедленно!»)

Неуверенный («Извини, я знаю, что надоедаю тебе, но как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне учебник в ближайшее время?»)

Уверенный («Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне учебник сегодня. Буду признателен, если ты принесешь его в самое ближайшее время».)

Необходимо вовлечь в работу всех участников группы. Но как показывает практика, чтобы хоть частично застраховать себя и детей от стереотипных, однообразных ответов, надо каждому участнику предлагать разные ситуации, при этом тщательно следить за тем, чтобы тон голоса, выражение лица соответствовали словам.

В этом случае главное даже не оценка педагога («правильно-неправильно»), а реакция группы, которую можно выявить путем обсуждения.

Стремление к самоактуализации. Стремление реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал — одна из важнейших характеристик, отличающая творчески одаренного человека. Это стремление, пусть в латентном состоянии, но живет в каждом, для творца это - необходимое условие реализации потенциальных способностей. Развитие этого стремления - неотъемлемая часть работы по нашей программе.

Рассмотрим пример игрового занятия. Эта игра, как и предыдущая, заимствована из практики К. Рудестама. Она называется «Кто я?»

Каждый ребенок в группе должен иметь лист бумаги, карандаш или ручку. Ему предлагается написать цифры от 1 до 10 и десять раз ответить на вопрос: «Кто я?» Каждое предложение начинается с местоимения «Я». То есть требуется вспомнить различные характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, своих личностных особенностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя
Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогиче ...

Методическое сопровождение работы по формированию связной речи дошкольников
В качестве методического сопровождения приводим конспекты 2 занятий, в которых на примере художественных средств происходит развитие связной речи дошкольников. Конспекты занятий 1. Тема занятия: Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» [старшая группа] Задачи: образовательные: закрепить умение детей испо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru