Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников

Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников

Страница 2

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

К третьей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности .

Итак, в процессе трудового воспитания младших школьников используются различные методы воспитания и диагностики.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами проводилась опытно – экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия, которая включала три этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.

Задачи констатирующего эксперимента:

- определить критерии и уровни воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников;

- подобрать диагностический материал и оборудование;

- провести диагностику уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.

Для того чтобы определить уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников, мы посчитали, что целесообразно использовать методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, разрешение проблемных ситуаций, анализ, методы обработки полученных данных.

Для того чтобы ученики понимали всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений у младших школьников на мир профессий. Поэтому следует провести диагностику представлений о труде взрослых. В эксперименте участвовало 20 учеников 2 «А» класса (экспериментальная группа) и 20 учеников 2 «Б» (контрольная группа).

Контрольными заданиями для определения уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников послужили задания из методики диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».

Задание 1.

Для этой цели применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».

Инструкция к проведению.

Были составлены вопросы для индивидуальной беседы с каждым учеником. Школьникам был задан вопрос: «Какие ты знаешь профессии?» Далее задавались вопросы о профессии родителей, а также о профессии бабушек и дедушек. По каждой из названных профессий ученику было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. Затем было предложено описать и объяснить значимые элементы данной профессии.

После индивидуальной беседы с учениками была проведена общая беседа со школьниками о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что не все школьники понимают вопроса «Кем работает?», соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Отметим, что только четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов). Школьник без особого труда отвечает на поставленные вопросы. Уверенно называет несколько известных профессий, а также орудия труда, которыми пользуется человек названной профессии.

Средний уровень (8 - 12 баллов). Школьник в основном правильно отвечает на поставленные вопросы, называет несколько профессий. Но неуверенно отвечает на вопросы, связанные с орудиями труда, которыми пользуется человек названной им же профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, ...

Необходимость изучения компьютерной графики в средней школе
Известный российский педагог Б.С. Гершунский в своей работе "Философия образования для XXI века" подчеркнул необходимость исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивно ...

Воспитание субкультуры у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Основной задачей эстетического воспитания в коррекционно-воспитательном процессе является оказание оптимальной помощи воспитаннику с особыми образовательными потребностями в достижении эмоционально-личностного общения посредством познания природы и отражающих его искусств. Она выражается в нахожден ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru