Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников

Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников

Страница 2

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

К третьей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности .

Итак, в процессе трудового воспитания младших школьников используются различные методы воспитания и диагностики.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами проводилась опытно – экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия, которая включала три этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.

Задачи констатирующего эксперимента:

- определить критерии и уровни воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников;

- подобрать диагностический материал и оборудование;

- провести диагностику уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.

Для того чтобы определить уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников, мы посчитали, что целесообразно использовать методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, разрешение проблемных ситуаций, анализ, методы обработки полученных данных.

Для того чтобы ученики понимали всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений у младших школьников на мир профессий. Поэтому следует провести диагностику представлений о труде взрослых. В эксперименте участвовало 20 учеников 2 «А» класса (экспериментальная группа) и 20 учеников 2 «Б» (контрольная группа).

Контрольными заданиями для определения уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников послужили задания из методики диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».

Задание 1.

Для этой цели применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».

Инструкция к проведению.

Были составлены вопросы для индивидуальной беседы с каждым учеником. Школьникам был задан вопрос: «Какие ты знаешь профессии?» Далее задавались вопросы о профессии родителей, а также о профессии бабушек и дедушек. По каждой из названных профессий ученику было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. Затем было предложено описать и объяснить значимые элементы данной профессии.

После индивидуальной беседы с учениками была проведена общая беседа со школьниками о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что не все школьники понимают вопроса «Кем работает?», соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Отметим, что только четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов). Школьник без особого труда отвечает на поставленные вопросы. Уверенно называет несколько известных профессий, а также орудия труда, которыми пользуется человек названной профессии.

Средний уровень (8 - 12 баллов). Школьник в основном правильно отвечает на поставленные вопросы, называет несколько профессий. Но неуверенно отвечает на вопросы, связанные с орудиями труда, которыми пользуется человек названной им же профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Информационные технологии в преподавании математики
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образован ...

Исследование вопросов воспитания студентов УрФУ
В ходе исследования была собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга, УрФУ 2-ого курса физико-технического факультета. В результате выборочной совокупности было выбр ...

Система интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка
Система интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка уникальна. Ее автор Кирюшин В.В. постоянно пытался внедрить свою систему в советскую школу, но неизменно наталкивался на сопротивление государственных чиновников, видимо, опасавшихся непредсказуемых последствий интенсивн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru