В данной группе Люда М., Марина С., Катя И. и Рита Ч. много читают, активны, бережливы и внимательны. Они хорошо трудятся без контроля со стороны старших и побуждают к этому товарищей; сами находят работу по своим силам, работу на уроке и домашнее задания выполняют аккуратно, помогают товарищам.
Сима К., Катя Л., Сеня Р., Олег С., Катя У., Соня С., Дина Я. – не читают, не умеют и не любят трудиться, плохо учатся даже при наличии контроля.
Таким образом, получились следующие данные при проведении контрольного эксперимента (см. таблицу 7).
Таблица 7
Уровни воспитанности трудовых навыков и умений младших школьников на этапе контрольного эксперимента
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
констатирующий |
контрольный |
констатирующий |
контрольный |
констатирующий |
контрольный | |
Экспериментальная группа |
20% |
35% |
35% |
65% |
45% |
- |
Контрольная группа |
15% |
20% |
50% |
45% |
35% |
35% |
Итоговый этап эксперимента наглядно продемонстрировал, что произошла положительная динамика по всем диагностируемым показателям.
Таким образом, уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников экспериментальной группы достаточно вырос: у 35% учеников уровень воспитанности соответствует высокому; у 65% учеников - среднему; учеников с низким уровнем развития нет. У младших школьников контрольной группы уровень знаний остался примерно прежним. У 20% учеников уровень воспитанности соответствует высокому; у 45% учеников - среднему; у 35% учеников - низкому. Только Рита Ч. улучшила свои результаты.
Наблюдения за учениками и проведенная диагностика (вводная и итоговая) показали, что проделанная работа дала положительные результаты:
- сформировались основы трудового воспитания младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия.
- в процессе эксперимента школьники знакомились с более доходчивыми и убедительными живыми образцами народного творчества, подлинными примерами труда;
- у школьников выработались новые трудовые навыки и умения;
- активизировалась поисковая деятельность в сборе информации о национальных педагогических традициях.
- ученики стали толерантными;
- школьники стали бережнее относиться к окружающему миру.
Анализы результатов диагностики позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, на современном этапе проблема трудового воспитания младших школьников поликультурного региона является актуальной в Республике Мордовия, что позволяет педагогам СОШ №1 творчески подходить к решению данной проблемы.
Во-вторых, анализ показателей педагогического процесса в СОШ №1 позволяет сделать вывод, что работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона достаточно эффективна и дает положительные результаты.
В-третьих, стимулирование личностной активности ребенка как педагогического условия эффективного поликультурного воспитания осуществляется благодаря системе педагогических средств, применяемых в МСОШ №11.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что разработанная нами программа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона является эффективной, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Похожие статьи:
Поручения как форма организации детского труда
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют тр ...
Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися
Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юнош ...
Социальная компетентность ребенка как предмет деятельности педагога в
детском доме
Общество, как сложное, системное образование заинтересовано в воспроизводстве собственных членов. Для этого существуют процессы воспитания (как приобщения к моральным нормам), профессионального обучения и пр., и выстроенные для этих процессов институты. В более общем виде процесс включения человека ...