Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Динамика уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников

Динамика уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников

Страница 4

Трудовое воспитание школьников как целенаправленный процесс обеспечивает преемственность между поколениями, общественный прогресс, подготовку к жизни и труду. Возникающие в труде отношения (к средствам, результатам труда и др,) являются фундаментальной основой формирования ценностных качеств личности, необходимых в сфере современного производства с различными формами собственности, в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда. Воспитание личности в трудовой деятельности, формирование осознанной потребности в труде имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Подрастающее поколение нуждается в формирующем воздействии. Важная роль в этом сложном процессе, наряду с обществом и семьей, всегда принадлежала учителю. Особую социальную функцию в нем выполняет учитель начальных классов, закладывающий основы гуманного отношения личности с окружающим миром и обществом.

В научно-методической литературе исследуется содержание и организация труда школьника, система трудового воспитания. Согласно существующей в отечественной педагогике точке зрения, в труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитательных воздействий в контексте трудового воспитания. Однако включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Система трудового воспитания в школе использует все формы и методы, обеспечивающие сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность.

В Республике Мордовия система образования принимает активное участие в подготовке младших школьников к жизнедеятельности в поликультурном обществе. Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании. Так, в кабинетах начальных классов школ республики создаётся предметно-развивающая среда, которая позволяет знакомить детей с элементами национальных культур. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьника, важнейшим средством поликультурного воспитания.

Базой нашего исследования является 2 «А» класс МСОШ №11 г. Саранска. Профиль школы - трудовое обучение, уроки труда проводятся по 3 часа в неделю, вместо двух, как в остальных школах. С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами проводилась опытно – экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия, которая включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.

Контрольными заданиями для определения уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников послужили задания из методики диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».

Полученные результаты показали, что лишь у 20% детей экспериментальной и у 15% детей контрольной групп уровень воспитанности трудовых навыков и умений соответствует высокому; у 35% детей экспериментальной и 50% детей контрольной групп – среднему; у 45% детей экспериментальной и 35% контрольной групп - низкому.

Анализ результатов дает основание говорить о том, что у младших школьников преобладают средний и низкий уровень воспитанности трудовых навыков и умений. Поэтому мы считаем, что целесообразно провести работу по повышению уровня воспитанности трудовых навыков и умений школьников путем создания национально-культурной среды на уроках и во внеурочной деятельности.

С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента: воспитание трудовых навыков и умений младших школьников в системе поликультурного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Воспитание и обучение в Древней Индии
История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. - соответствовала культурному уровню первых го ...

Понятие эвристики и эвристического обучения
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. 1) В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов; 2) Совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскани ...

Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования
Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информа­ционной моделью; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические); что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru