Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Содержание гражданской культуры учителя

Содержание гражданской культуры учителя

Страница 5

· обладать культурой проектной деятельности, осуществлять обучение, ориентированное на личность.

Нельзя не затронуть и характеристику знаний, получаемых при подготовке и повышении квалификации педагогов. Помимо необходимых каждому учителю традиционных знаний из области педагогики, психологии, методики обучения предмету, а также специальных общеполитических и общекультурных знаний, отметим принципиальную важность для педагога, занимающегося гражданским образованием, свободной ориентации в следующих областях:

· Основные теории социализации личности (социализация через гражданское образование);

· Основные формы современной организации учебной деятельности обучающихся (тренинг, активные и интерактивные методики, проектная деятельность и т.д.);

· Основы демократии и прав человека, теории гражданского общества и правового государства;

· Современные теории демократизации школы и процесса обучения, управления школой;

· Возрастной подход как условие гражданского образования;

· Учебное сотрудничество, коммуникация;

· Основы конфликтологии (предотвращение, разрешение конфликтов, ведение переговоров);

· Основы методики формирования критического мышления;

· Проектирование учебной деятельности обучающихся и др.

Принимая во внимание все вышесказанное, учитель сам в первую очередь должен уважать нормы и ценности демократии, гражданского общества, рассматривать личность, ее права и свободы как высшую ценность, быть справедливым и толерантным, знать и уважать традиции и культуру других народов. Его характерной чертой должно быть стремление к поиску разумных компромиссов, признание философии и ценностей гражданского образования.

В первой главе нами были рассмотрены теоретические вопросы проблемы формирования гражданской культуры. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

Если объективно гражданская культура выступает как характеристика гражданского общества, его духовный субстрат, то субъективно, по нашему мнению, гражданская культура выступает как мера активности индивида, характеристика индивида, которая может быть сформирована путем целенаправленной деятельности.

В качестве определения мы видим следующее: гражданская культура - вид культуры, детерминирующей тип активного деятельного поведения субъекта, которое соотносится с комплексом гражданских норм и ценностей и проявляется в активном взаимодействии с субъектами и с социальными институтами как по горизонтали, так и по вертикали по поводу реализации прав, свобод и интересов свободного гражданина.

Необходимость и возможность сознательного и целенаправленного формирования граждан как носителей гражданской культуры очевидна и эта идея присутствует у современных ученых. Чтобы сформировать гражданское общество, нужно сформировать гражданскую культуру, то есть составляющие ее компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Процесс формирования гражданской культуры определяет вся гражданская среда, представляющая собой совокупность институциональных и иных образований, с которыми люди вступают в непосредственный контакт и учитывают в своей деятельности. Эта деятельность опосредуется определенным комплексом гражданских знаний и умений. Исходя из этого, можно заключить, что гражданская культура формируется под влиянием социально-экономических условий и других процессов в их единстве и взаимной обусловленности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Актуализация идей В. В. Розанова в современной педагогике
Что же делать современному родителю, учителю, чтобы сохранить индивидуальность ребенка? 1. Признать индивидуальность ребенка и перестать сравнивать с другими (любимое занятие взрослых). Все дети талантливы. Только надо распознать: в чем, и поддержать. "Творит человек, т.е. приносит нечто новое ...

Просвещение в Западной европе периода Средневековья
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и ...

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности
Проблема игровой деятельности, игры в воспитании, обучении и развитии личности весьма интенсивно разрабатывается психолого-педагогической наукой. Ее затрагивали в своих трудах выдающиеся советские психологи Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн и др. Ряд исследований посвящены ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru