Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 2

Программа нацелена на решение следующих задач:

1) овладеть системой понятий, связанных с гражданской культурой (определение собственного уровня гражданской культуры, обсуждение понятия гражданской культуры, выявление сущности и функций гражданской культуры учителя);

2) формировать чувство причастности к власти, присущее гражданину, вселить в него веру в то, что он может влиять на ситуацию в обществе и изменить ее к лучшему, реализуя активную гражданскую позицию;

3) развивать внутреннюю готовности к реализации гражданской жизненной позиции;

4) создавать условия, позволяющие осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности;

5) развивать критический, экспериментальный склад мышления, что поможет будущему специалисту быстро освоить опыт «быть, а не казаться гражданином»;

6) формировать гражданскую активность, что выражается в накоплении опыта реальных социально-значимых дел, участии в гражданских объединениях, акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п.

План действий предусматривает проведение:

­ семинаров, дискуссий, лекций по вопросам повышения уровня гражданской культуры будущих учителей;

­ круглого стола по проблеме «Формирование гражданской культуры будущего учителя»;

­ исследование уровня гражданской культуры (анкетирование);

­ организация различных видовых дискуссий и обсуждений с использованием интерактивных технологий;

­ проведение деловых игр, составление проектов в рамках личностно-деятельностного подхода.

Для проведения исследования нами была разработана анкета (см. Приложение 3) на оценку уровня развития гражданской культуры студентов факультета иностранных языков КузГПА, которая позволила выявить общий уровень развития гражданской культуры по таким показателям как социальная активность, общественная позиция студентов, основы знаний Конституции РФ, отношение к будущей профессии.

В ходе исследования нами были выделены три уровня сформированности гражданской культуры: начальный, высший и средний. В рамках каждого уровня рассмотрены 4 компонента, составляющие гражданскую культуру: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Начальный уровень гражданской культуры соотносится с обыденными формами общественной жизни.

Когнитивный компонент: знания в области права, экономики, политики либо отрывочные, либо отсутствуют вовсе; отрефлексированы в наименьшей степени и представляют собой первичные реакции и обобщения не подвергнутые теоретической переработке.

Мотивационно-ценностный компонент: нежелание брать на себя ответственность за других, отсутствие выраженной гражданской позиции, самоопределения личности.

Эмоционально-оценочный: навыки критического мышления развиты слабо или практически не развиты, не умеет пользоваться различными источниками информации, объяснять взгляды и позицию другого человека, формулировать собственные нормы и ценности.

Поведенческий: нежелание участвовать в общественной жизни вуза, очень низкая социальная активность.

По итогам проведенного анкетирования к начальному уровню относится 57% студентов первого курса, 42% студентов второго курса и 36-39% студентов третьего, четвертого и пятого курсов. У этой части респондентов слабо выражена социальная активность («стараюсь всегда быть в курсе происходящего, но практически никогда не принимаю участия»), практически отсутствует интерес к событиям, происходящим в мире («особенно не интересуюсь своих проблем хватает»), большинство студентов отказывается брать на себя гражданскую ответственность (на вопрос «считаете ли вы необходимым в будущем признавать и отстаивать права ваших учеников» распространен ответ «я не хочу брать на себя ответственность за других») и не собираются в будущем работать по специальности (на вопрос «как вы оцениваете свою будущую профессию»-большинство отвечают «по возможности постараюсь не работать по специальности»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Стратегии формирования учебной деятельности школьников
Формирование учебной деятельности у младших школьников среди других вариантов деятельностного подхода к обучению рассматривается как один из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения элементов этой деятельности ...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспо ...

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент
Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы. Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, с ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru