Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 2

Программа нацелена на решение следующих задач:

1) овладеть системой понятий, связанных с гражданской культурой (определение собственного уровня гражданской культуры, обсуждение понятия гражданской культуры, выявление сущности и функций гражданской культуры учителя);

2) формировать чувство причастности к власти, присущее гражданину, вселить в него веру в то, что он может влиять на ситуацию в обществе и изменить ее к лучшему, реализуя активную гражданскую позицию;

3) развивать внутреннюю готовности к реализации гражданской жизненной позиции;

4) создавать условия, позволяющие осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности;

5) развивать критический, экспериментальный склад мышления, что поможет будущему специалисту быстро освоить опыт «быть, а не казаться гражданином»;

6) формировать гражданскую активность, что выражается в накоплении опыта реальных социально-значимых дел, участии в гражданских объединениях, акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п.

План действий предусматривает проведение:

­ семинаров, дискуссий, лекций по вопросам повышения уровня гражданской культуры будущих учителей;

­ круглого стола по проблеме «Формирование гражданской культуры будущего учителя»;

­ исследование уровня гражданской культуры (анкетирование);

­ организация различных видовых дискуссий и обсуждений с использованием интерактивных технологий;

­ проведение деловых игр, составление проектов в рамках личностно-деятельностного подхода.

Для проведения исследования нами была разработана анкета (см. Приложение 3) на оценку уровня развития гражданской культуры студентов факультета иностранных языков КузГПА, которая позволила выявить общий уровень развития гражданской культуры по таким показателям как социальная активность, общественная позиция студентов, основы знаний Конституции РФ, отношение к будущей профессии.

В ходе исследования нами были выделены три уровня сформированности гражданской культуры: начальный, высший и средний. В рамках каждого уровня рассмотрены 4 компонента, составляющие гражданскую культуру: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Начальный уровень гражданской культуры соотносится с обыденными формами общественной жизни.

Когнитивный компонент: знания в области права, экономики, политики либо отрывочные, либо отсутствуют вовсе; отрефлексированы в наименьшей степени и представляют собой первичные реакции и обобщения не подвергнутые теоретической переработке.

Мотивационно-ценностный компонент: нежелание брать на себя ответственность за других, отсутствие выраженной гражданской позиции, самоопределения личности.

Эмоционально-оценочный: навыки критического мышления развиты слабо или практически не развиты, не умеет пользоваться различными источниками информации, объяснять взгляды и позицию другого человека, формулировать собственные нормы и ценности.

Поведенческий: нежелание участвовать в общественной жизни вуза, очень низкая социальная активность.

По итогам проведенного анкетирования к начальному уровню относится 57% студентов первого курса, 42% студентов второго курса и 36-39% студентов третьего, четвертого и пятого курсов. У этой части респондентов слабо выражена социальная активность («стараюсь всегда быть в курсе происходящего, но практически никогда не принимаю участия»), практически отсутствует интерес к событиям, происходящим в мире («особенно не интересуюсь своих проблем хватает»), большинство студентов отказывается брать на себя гражданскую ответственность (на вопрос «считаете ли вы необходимым в будущем признавать и отстаивать права ваших учеников» распространен ответ «я не хочу брать на себя ответственность за других») и не собираются в будущем работать по специальности (на вопрос «как вы оцениваете свою будущую профессию»-большинство отвечают «по возможности постараюсь не работать по специальности»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников
Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком, и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского. Основополагающие принципы э ...

Как обучать старших дошкольников. Моделирование
Важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности – учебной. Л.С.Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, до ...

Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори
Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению, письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста не следует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессори отступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, а письму — с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru