Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 3

Средний уровень гражданской культуры отличает высокая степень сознательности и включенности в социокультурный процесс.

Когнитивный компонент: знания характеризуются большей теоретической оформленностью, прослеживается некая системность, но тем не менее на данном уровне существующие знания могут быть охарактеризованы как недостаточные и поверхностные.

Мотивационно-ценностный компонент: выраженная гражданская позиция, не отказывается от возлагаемой ответственности, умеет принимать решения, уважает права и свободы человека.

Эмоционально-оценочный компонент: обладает достаточно развитым критическим мышлением, правильно оценивает происходящие события, осознает необходимость понимания и уважения инаковости, умеет объяснить взгляды и позицию другого человека.

Поведенческий компонент: гражданская деятельность носит целенаправленный характер и отличается теоретической оформленностью и организованностью. Этот уровень гражданской культуры реализуется в рамках участия в общественной жизни, заинтересованности и неравнодушии к происходящему вокруг.

Так, к среднему уровню можно отнести 38% студентов 1 курса, 49% второкурсников и от 50-53% студентов третьего, четвертого и пятого курсов. На этом уровне студенты проявляют более осознанное отношение к происходящему вокруг, так на вопрос «как бы вы лично оценили свою общественную позицию» наиболее распространен ответ «слежу за происходящими событиями и по возможности участвую в том, что мне интересно», большинство из них участвует в выборах всех уровней, считают себя патриотами России, имеют достаточно выраженную гражданскую позицию, в ответе на вопрос «как вы оцениваете свою будущую профессию» большая часть студентов находит выбранную сферу деятельности интересной, но в то же время и не исключает того факта, что не будет работать по специальности в будущем.

Высший уровень гражданской культуры связан с деятельностью граждан как сознательных членов государств, заботящихся о его благополучии и стабильности.

Когнитивный компонент: правовые, политические, экономические, социально-психологические знания, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации отличаются полнотой и системностью.

Мотивационно-ценностный компонент: высокая гражданская ответственность на основе осознания необходимости поддержания государственной целостности и приоритета общественных интересов, приверженность демократическим ценностям, ярко-выраженная гражданская позиция.

Эмоционально-оценочный компонент: хорошо развиты навыки критического мышления, готовность к сотрудничеству, признание конституционных норм, умение объяснять взгляды и позицию другого человека, формулировать собственные нормы и ценности; выражать, обосновывать, отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии, явлении.

Поведенческий компонент: высокая общественная активность, соблюдение правовых регламентации, проведение благотворительных акций, разработка собственных социальных проектов и т.д.

К сожалению, на данном этапе всего 5-11% всех респондентов представляется возможным отнести к высшему уровню развития гражданской культуры. Как известно, первое место в профессиограмме учителя занимает общественная направленность деятельности, активность, включенность в происходящие вокруг процессы. Однако очень небольшое количество студентов, будущих учителей, оценили свою общественную позицию как социально-активную. Процент респондентов с высоким уровнем развития гражданской культуры крайне низок и наблюдается лишь небольшой процентный рост в этой сфере, который особо заметен между студентами первого и второго курсов от 5% до 9%, что можно объяснить включенностью в поликультурную образовательную среду, участием в студенческой весне, различных олимпиадах и соревнованиях. Тем не менее отсутствие роста уровня развития гражданской культуры у студентов третьего, четвертого и пятого курса говорит о существенных недостатков в организации общественной работы. Так, студенты, которые были вовлечены в общественную деятельность на младших курсах, продолжают заниматься ею, остальные же остаются в стороне, по возможности избегая участия в общественной жизни, и зачастую даже не расценивают социальную активность как одну из важнейших составляющих жизни вуза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Языковая адаптация
Понятие адаптации – это процесс, направленный на сохранение гомеостаза (состояния стабильности организма), суть которого в приспособлении организма к условиям среды. Адаптация, в силу своей многоаспектности, является «сквозным» предметом изучения целого ряда наук о человеке – в философии, социологи ...

Работа воспитателя по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формы и методы патриотического воспитания
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: · "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); · непрерывность и преемствен ...

Особенности возрастного развития подростков: гендерный подход
Пубертатный период – время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят разли ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru