Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Страница 7

Большое значение придавал П.Ф.Каптерев использованию возможностей учебного процесса для развития и воспитания учащихся. В школе, отмечал он, учитывается лишь учебный результат ученика, а не то, какой ценой он получен: "Тройка одного ученика может стоить пятерки другого, если эта тройка получена ценой большого волевого усилия и напряжения характера". Воспитательные возможности процесса обучения педагог видел и в другом: в интересном уроке и умелом использовании учителем методических приемов. Хороший урок он, например, характеризует тремя основными чертами: а) познавательным интересом, б) основательной проработкой учебного материала, в) наличием упражнений не только для ума, но и для воли. Урок тогда бывает интересен, подчеркивал П.Ф.Каптерев, когда научный материал привлекает внимание учащихся своей неожиданной стороной, когда соблюдается мера конкретного и отвлеченного, связь последующего с предыдущим, когда обеспечивается систематичность мышления, а само занятие ведется живо, с использованием разнообразного материала. Дидактические взгляды П.Ф.Каптерева наиболее полно представлены в его работе "Дидактические очерки. Теория образования ".

Одна из основных идей в педагогическом наследии П.Ф.Каптерева -идея о самодеятельности и ее роли в развитии личности. Наиболее ярко она выражена в его работах "Педагогический процесс", "Педагогическая психология", в статье "О саморазвитии и самовоспитании". Фактически каждый организм, пишет П.Ф.Каптерев, заключает в себе самом источник деятельности. Внешние впечатления - возбудители, повод для обнаружения собственной деятельности. Исходя из того, что организм и окружающая его среда взаимодействуют друг с другом, педагог приходит к выводу, что человек сам себя воспитывает. Признание самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания.

П.Ф.Каптерев известен в педагогике и как автор многих монографий по русской истории педагогики, получивших всеобщее признание и оценку его современников, Это такие работы, как "Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели", "История русской педагогии", статьи "Развитие мировоззрения Н.И.Пирогова", "Общий характер педагогических статей Н.А.Добролюбова" и др.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Похожие статьи:

Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением речи
Среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. ...

Психолого-педагогические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др. свидетельствуют о том, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры. Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru