Л.Н.Толстой считал, что "недопустимо разделять воспитание и образование". "И воспитание, и образование, - писал он, - нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно". Много ценных мыслей высказал он по вопросам методики обучения. При выборе методов обучения советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу: "Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики". Особое место отводил "живому слову учителя" (рассказ, беседа), а также экскурсиям. В обучении грамоте Л.Н.Толстой защищал свой метод, при котором согласные буквы назывались с приставкой гласного звука "е" (бе, ве, ге и т.д.), считая его наиболее легким и обеспечивающим быстрое овладение детьми техникой чтения.
Большое значение придавал Л.Н.Толстой развитию творчества детей, В связи с этим рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу по написанию сочинений на различные темы. В статье "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" он художественно описывает процесс написания учениками коллективного классного сочинения. Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали. В методическом приложении к "Азбуке" Л.Н.Толстой перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: а) если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; б) если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые естественные отношения; в) если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ему.
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Был крупным общественным деятелем, создателем вольных высших педагогических учебных заведений. Свою профессорскую деятельность начал в конце 60-х гг. в Казанском университете, но вскоре за смелую статью, разоблачавшую злоупотребления в университете, был уволен и отдан под надзор полиции. В 1893 г. П.Ф.Лесгафт организовал в Петербурге Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания. Эти курсы дали России многих женщин-педагогов, получивших название "лесгафтичек". П.Ф.Лесгафт внес большой вклад в педагогику, разработав теорию "физического воспитания". Свои взгляды по этому вопросу он изложил в двухтомной работе "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста". В физическом воспитании педагог видел одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что оно находится в теснейшей связи с умственным воспитанием.
Большой интерес для педагогики представляет "теория семейного воспитания" П.Ф.Лесгафта, которую он изложил в работе "Семейное воспитание ребенка и его значение". В ней он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно сказывающиеся на детях. Например, П.Ф.Лесгафт указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают, пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, играют на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям. "Сначала, - говорит он, - конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром". П.Ф.Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развить сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности.
Похожие статьи:
Реализация программы “ Уроки творчества”
Реализация программы творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся компен ...
Оценка результативности проведенной программы коррекции нарушений поведения
детей младшего школьного возраста
Для оценки результативности программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста предусмотрены диагностические срезы: первичный, до проведения игры и вторичный, после ее окончания. Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый. Из опроса педагогов мы выяснили, что ...
Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса
информатики
Прежде всего, необходимо определить значение слов «социокультурный опыт». Это накопленный в течение столетий творческий опыт поколений, неразрывно связанный с духовными устоями, героической историей и культурой нашей страны. И это созидательный опыт межпоколенного взаимодействия, безусловно, должен ...