Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Страница 3

К.Д.Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы обучения. Он считал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы: стабильный состав учащихся в классе; твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учащимися. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, К.Д.Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и др.). Он разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. В то же время он отмечал, что "дидактика не может перечислить все правила и приемы преподавания ., их практическое применение бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника".

Много нового и ценного внес К.Д.Ушинский в теоретическую разработку основных принципов обучения. Принцип наглядности, например, обосновывал, исходя из психологических особенностей детского возраста: "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще; отсюда - необходимость для детей наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком ." Одним из важнейших принципов педагог считал принцип основательности и прочности обучения: "Следует как можно чаще повторять пройденное с прибавлением нового при каждом повторении". Основополагающими считал также принцип сознательности и активности, принцип посилъности и последовательности, принцип доступности.

Обучение К.Д.Ушинский рассматривал как напряженный труд, который требует от школьника значительных волевых усилий: "Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли". К.Д.Ушинский считал необходимым развивать активное внимание, давая в то же время пищу вниманию пассивному. По вопросу о памяти и запоминании он делает следующие указания: частым повторением "следует предупреждать забывание, а не возобновлять забытое". В нравственном воспитании предлагал отказаться от педагогики "страха", от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он советовал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности: "В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность".

Василий Иванович Водовозов (1825-1886). Был последователем и продолжателем идей К.Д.Ушинского. Когда Ушинский был уволен из Смольного института, В.И.Водовозов в виде протеста подал в отставку. В своей книге "Предметы обучения в народной школе" (1873) Водовозов изложил психологические основы методики первоначального обучения и дал ряд ценных указаний для правильной постановки обучения грамоте и арифметике. Составил "Книгу для первоначального чтения в народных школах" в двух частях, которая знакомила учащихся с географией, историей, природой и промыслами России. Им были написаны также "Русская азбука для детей" и к ней "Наставление для учителя". В.И.Водовозов протестовал против засилья классицизма в средней школе и предлагал главными учебными предметами сделать русский язык и литературу. В методике преподавания литературы он видел средство воспитания гражданственности, общественности и патриотизма. Широкой известностью пользовались составленные В.И.Водовозовым "Рассказы из русской истории".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Характеристика частной социальной службы "Жизнь"
В ст. 3 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" дается определение понятию "социальные службы": "… - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимател ...

Психолого-педагогическая особенность младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста поступления ребенка в школу. Этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора бо ...

Изучение развития творческих способностей
Темой наших исследований явилось определение условий для развития творческих способностей ребенка младшего школьного возраста, характеристика которых была дана в первой главе дипломной работы В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст являе ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru