Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Страница 4

В методике преподавания особое значение В.И.Водовозов придавал соблюдению принципов наглядности и последовательности. В связи с этим он писал: "Мы знаем, что ребенок приобретает представления и понятия лишь после того, как предмет разносторонне действовал на его чувства. Следовательно, при всяком объяснении предмета нужно обращаться к чувствам ребенка; преподавание должно быть наглядным в обширном значении этого слова, то есть следует не только показывать ребенку предмет, но и давать, где нужно, осязать его, действовать и на слух, и на обоняние, и на вкус учащихся. Ребенок имеет лишь понятие о том, что он видел и наблюдал, и только постепенно через скопление новых наблюдений переходит к новым понятиям".

Лев Николаевич Толстой (1829-1910). Активная педагогическая деятельность Л.Н. Толстого начинается с 1859 г., когда он открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и продолжается (с перерывами в разное время) до конца его жизни. В I860 г. Л.Н.Толстой совершает поездку за границу. Там он знакомится с работой школ Франции, Италии, Бельгии, Англии и Германии. Школы стран Западной Европы произвели на Л.Н.Толстого отрицательное впечатление. Отметив в качестве основных недостатков этих школ формализм, педантизм, отсутствие всякой свободы учащихся, он приходит к выводу, что заимствовать опыт этих школ нельзя, что в России надо строить школу на иной основе. Такой основой ему представляется идея свободного воспитания.

Приступив по возвращении из-за границы к занятиям в Яснополянской школе (1861), Л.Н.Толстой широко экспериментирует постановку работы на основе этой идеи и в результате достигает значительных успехов: учащиеся охотно посещали школу, прилежно, с большим интересом занимались в ней, проявляли большую творческую активность и самостоятельность в работе, прочно овладевали знаниями. Убежденный в правоте своей позиции, он добивается разрешения на издание журнала "Ясная Поляна". В первых номерах журнала были помещены статьи Л.Н.Толстого "О народном образовании", "О свободном возникновении и развитии школ в народе", "О методах обучения грамоте" и др. В 70-х гг. Л.Н.Толстой составил "Азбуку" с книгами для чтения. К каждой из четырех книг приложено руководство для учителя. В 1875 г. он издал "Новую азбуку", которая пользовалась популярностью и до конца XIX в. выдержала 30 изданий.

Главный пункт педагогической концепции Л.Н.Толстого - идея "свободного воспитания". Вслед за Ж.-Ж.Руссо он высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит ("Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя . требованиям безусловной гармонии"; "Воспитание портит, а не исправляет человека"). Однако толстовское понимание "свободного воспитания" существенно отличается от руссоистского. Л.Н.Толстой видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а, напротив, - в условиях свободной общественной жизни". Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания.

Идеальную школу Л.Н.Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Ребенок волен, посещать или не посещать школу. Он может в любое время дня оставить занятия в школе, но может и продолжать их до позднего времени. Всякие заранее установленные программы и твердое учебное расписание отрицались. Содержание учебных занятий в школе должно определяться исходя из интересов и потребностей детей, с которыми учитель обязан считаться и удовлетворять их. Увлекательной постановкой преподавания он будет возбуждать детские интересы, активность и прилежание, но в этих целях он не должен прибегать к наказаниям, приказаниям и другим видам принуждения. Понятно, что идея "свободного воспитания", явившись своеобразным выражением протеста против основ крепостнической системы воспитания и педагогики, таила в себе совершенно неприемлемые стороны: отсутствие распорядка работы школы, отказ от учебных программ, отрицание разумного руководства воспитанием детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Характеристика видов новых технологий
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе ...

Осуществление нравственного, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действ ...

Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, пер ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru