Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Страница 6

Виктор Петрович Острогорский (1840-1902). Известен как крупный методист по русской литературе. Работал учителем словесности в петербургских гимназиях и преподавал на женских педагогических курсах. Особое значение придавал эмоциональному восприятию художественного произведения и формированию эстетических вкусов учащихся. Разработал программу и методику обучения выразительному чтению, которое наряду с заучиванием наизусть считал одним из условий успешного преподавания литературы. В.П.Острогорский подчеркивал, что более глубокому восприятию и пониманию произведений способствует знакомство учащихся с личностью писателя, с его биографией. Он разработал систему литературного образования от первого до выпускного классов, выступал против чрезмерного увлечения древностью, за широкое знакомство учащихся с современной русской и зарубежной литературой. В.П.Острогорский - автор рассказов для детей, литературно-критических работ, посвященных творчеству Лермонтова, Гоголя, Гончарова, один из первых исследователей творчества Кольцова, Плещеева, Помяловского. В.П.Острогорский вел большую просветительную работу, активно выступал в защиту женского образования, открыл в Валдае на личные средства бесплатную школу и библиотеку для крестьянских детей, выступал как лектор-методист на учительских земских курсах, был организатором первых воскресных школ в Петербурге. Среди наиболее известных работ В,П.Острогорского - "Письма об эстетическом воспитании", "Этюды о русских писателях", "Беседы с преподавателями о словесности".

Петр Федорович Каптерев (1849-1922). Преподавал педагогику и психологию в средних и высших учебных заведениях Петербурга, был видным деятелем С.-Петербургского комитета грамотности, являлся одним из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по а педагогической психологии. П.Ф.Каптерев и продолжил традицию антропологического воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии. По его мнению, педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, которые являются "обобщением личного опыта".

Видное место в творчестве П.Ф.Каптерева занимают вопросы семейного и общественного воспитания. Анализ психофизических факторов, известных науке того времени относительно жизни новорожденного ребенка, приводит его к заключению, что воспитание должно начинаться с момента его рождения. Но незнание и неумение родителей ведет к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное развитие ребенка, их заботы ограничиваются физической стороной воспитания. Возможность какого бы то ни было воспитания обусловливается предварительным знанием тех процессов, которые совершаются в ребенке. "Без этого знания, - подчеркивал он, - воспитание невозможно". П.Ф.Каптерев поддерживал идею создания детских яслей и садов и считал, что индивидуальность ребенка в правильно организованном детском саду не подавляется, а, наоборот, развивается.

В поле зрения П.Ф.Каптерева постоянно находились проблемы школьного обучения. Уже в своих ранних работах по дидактике он утверждал идею развивающего обучения, полагая, что обучение должно быть поставлено так, чтобы оно возбуждало любознательность учащихся, приучало их к умственному труду. Главная задача школы, отмечал П.Ф.Каптерев, заключается не в сообщении ученикам возможно большей суммы сведений, а в наиболее полном развитии их умственных способностей и познавательных интересов, в формировании навыков самостоятельного мышления. Такая задача может быть решена нелюбыми способами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, делать простые обобщения и выводы. Истинно развивающее обучение ведет учеников к размышлению и исследованию: "Знание готовое, законченное, сформированное в одной голове и в этом законченном виде перенесенное в другую голову, едва ли может быть полезно для этой последней. Это будет мертвое знание". П.Ф.Каптерев верно определил главное в умственном образовании - оно заключается в качестве, а не в количестве знаний. Это качество достигается тогда, когда научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Форматы графических файлов
Знания о форматах записи электронных изображений необходимы при их сохранении, передаче, оптимизации использования в различных проектах и программах. Формат отражает функциональные предназначения графических изображений, а также различные способы сжатия графической информации. При выборе формата за ...

Как формировать свою репутацию
Положительная репутация является одним из важнейших факторов конкурентоспособности человека на рынке труда. Для ее формирования и поддержания следуйте предложенным рекомендациям. Будьте общительны, культурны и приветливы с окружающими. Будьте активны, участвуйте в общественных мероприятиях. Серьезн ...

Становление методики развития речи детей как науки
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешски ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru