Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки

Страница 6

Виктор Петрович Острогорский (1840-1902). Известен как крупный методист по русской литературе. Работал учителем словесности в петербургских гимназиях и преподавал на женских педагогических курсах. Особое значение придавал эмоциональному восприятию художественного произведения и формированию эстетических вкусов учащихся. Разработал программу и методику обучения выразительному чтению, которое наряду с заучиванием наизусть считал одним из условий успешного преподавания литературы. В.П.Острогорский подчеркивал, что более глубокому восприятию и пониманию произведений способствует знакомство учащихся с личностью писателя, с его биографией. Он разработал систему литературного образования от первого до выпускного классов, выступал против чрезмерного увлечения древностью, за широкое знакомство учащихся с современной русской и зарубежной литературой. В.П.Острогорский - автор рассказов для детей, литературно-критических работ, посвященных творчеству Лермонтова, Гоголя, Гончарова, один из первых исследователей творчества Кольцова, Плещеева, Помяловского. В.П.Острогорский вел большую просветительную работу, активно выступал в защиту женского образования, открыл в Валдае на личные средства бесплатную школу и библиотеку для крестьянских детей, выступал как лектор-методист на учительских земских курсах, был организатором первых воскресных школ в Петербурге. Среди наиболее известных работ В,П.Острогорского - "Письма об эстетическом воспитании", "Этюды о русских писателях", "Беседы с преподавателями о словесности".

Петр Федорович Каптерев (1849-1922). Преподавал педагогику и психологию в средних и высших учебных заведениях Петербурга, был видным деятелем С.-Петербургского комитета грамотности, являлся одним из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по а педагогической психологии. П.Ф.Каптерев и продолжил традицию антропологического воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии. По его мнению, педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, которые являются "обобщением личного опыта".

Видное место в творчестве П.Ф.Каптерева занимают вопросы семейного и общественного воспитания. Анализ психофизических факторов, известных науке того времени относительно жизни новорожденного ребенка, приводит его к заключению, что воспитание должно начинаться с момента его рождения. Но незнание и неумение родителей ведет к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное развитие ребенка, их заботы ограничиваются физической стороной воспитания. Возможность какого бы то ни было воспитания обусловливается предварительным знанием тех процессов, которые совершаются в ребенке. "Без этого знания, - подчеркивал он, - воспитание невозможно". П.Ф.Каптерев поддерживал идею создания детских яслей и садов и считал, что индивидуальность ребенка в правильно организованном детском саду не подавляется, а, наоборот, развивается.

В поле зрения П.Ф.Каптерева постоянно находились проблемы школьного обучения. Уже в своих ранних работах по дидактике он утверждал идею развивающего обучения, полагая, что обучение должно быть поставлено так, чтобы оно возбуждало любознательность учащихся, приучало их к умственному труду. Главная задача школы, отмечал П.Ф.Каптерев, заключается не в сообщении ученикам возможно большей суммы сведений, а в наиболее полном развитии их умственных способностей и познавательных интересов, в формировании навыков самостоятельного мышления. Такая задача может быть решена нелюбыми способами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, делать простые обобщения и выводы. Истинно развивающее обучение ведет учеников к размышлению и исследованию: "Знание готовое, законченное, сформированное в одной голове и в этом законченном виде перенесенное в другую голову, едва ли может быть полезно для этой последней. Это будет мертвое знание". П.Ф.Каптерев верно определил главное в умственном образовании - оно заключается в качестве, а не в количестве знаний. Это качество достигается тогда, когда научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Современная семья и ее проблемы
Современная семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от ро ...

Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв
Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе воспитания, его формах и методах содержались в ряде письменных памятников этого периода. Так, в сборнике афоризмов "Пчела" собраны морально-этические пра ...

Характеристика психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста
Педагогику (в первую очередь педагогику развития) интересует происходящие в человеке изменения и то, как эти изменения повлияют на продуктивную (профессиональную и пр.) деятельность человека в социуме. Именно поэтому, обсуждая эффективность образования, мы должны затрагивать внутренние психические ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru