Образование: статьи и материалы » Особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования. Педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова » Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах Института искусств ДГПУ

Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах Института искусств ДГПУ

Страница 3

Портретная скульптура Г. Гейбатова привлекала внимание и дагестанских искусствоведов, и каждый находил в ней свои особенности.

Одной из основных особенностей портретного ваяния Г. Гейбатова является национальный колорит. Этот тезис выдвигает Е.Шмигельская и ее мысль подтверждает искусствовед Я.Марковский. Выступая на Всесоюзной научной конференции «Актуальные проблемы развития социалистических национальных художественных культур в условиях зрелого социализма» в 1982году он говорил, что национальный колорит в портретах Г. Гейбатова возникает как следствие объективного отражения жизни дагестанской действительности.

Хочется остановиться на портрете Лауреата Ленинской премии, народного поэта Дагестана Расуле Гамзатове. Известно, что при жизни поэта его портреты создавались многими советскими и дагестанскими мастерами не только в скульптуре, но и в живописи и графике. Но, к сожалению, многие из них не выдержали проверки временем, точное воспроизведение иконографических черт, то, что мы называем сходством, оставили только слепок портрета. Образ, созданный Г. Гейбатовым, несмотря на признание его специалистами по скульптуре и экспонирование на многих престижных выставках страны не получил должной оценки у себя в Дагестане, он был закуплен Министерством культуры РСФСР и вернулся на родину спустя тридцатилетие. Загадка крылась в обыденном, многие считали, что он непохож, а ведь Г. Гейбатов работал с натуры. Поэт позировал, а скульптор не ограничивался простой фиксацией черт индивидуального облика, стремился через индивидуально-конкретное идти к обобщению пластической формы, отбрасывая все несущественное. Ваятель создал архитектонику портрета, добиваясь глубокого и точного внутреннего сходства с образом, который увиден им в перспективе, вот почему в настоящее время это произведение воспринимается зрителем вполне портретным.

Скульптурные портреты Г. Гейбатова обладают нерасторжимой связью с натурой, а момент позирования, натурности соединяется с поисками внутреннего психологического начала. Конечно, ни в коем случае нельзя эту связь художественного образа с реальной моделью понимать упрощенно. Для Г. Гейбатова появление интересной личности – это импульс, мощный источник творческой энергии, а может это воплотившаяся в жизни гармония или идеал личности, которые оказываются для скульптора очень значимыми. Отношение Г. Гейбатова к своим моделям – это отношение человека, наделенного даром искренне и горячо радоваться открытию в других прекрасных свойств и качеств. Поэтому его скульптурные портреты радуют зрителя своей правдивостью и гармоничностью пластических форм. Но чтобы дойти до натуры, до ее сути нужно иметь достаточно стойкости и упорства, так как поток идущих от нее впечатлений может быть обманчив. Здесь вспоминаются прекрасные слова Оноре Бальзака: «Натура не открывается художнику сразу, сначала она показывает свой первый обманчивый облик, затем следующий и только упорствующим творцам предстает в своем истинном виде». А для этого необходима готовность, многократно не жалея себя, начать все снова, вернуться к началу и работать, с трепетно бьющимся сердцем.

С именем Г. Гейбатова связаны важные этапы истории советского, постсоветского и современного искусства Дагестана. Его творчество отражает историко-культурные процессы национального ваяния. Начав свой творческий путь в конце пятидесятых, он отразил эпоху строительства социализма, выполняя важные социальные заказы. Начиная с первых перестроечных лет по настоящее время, он по-прежнему неустанно трудится в монументальной скульптуре, создавая памятники. Работает в различных видах и жанрах скульптуры: монументально- декоративной и пластике малых форм, в области портрета и станковой скульптуры, по созданию портретной галереи образов современников и деятелей национальной науки, культуры и искусства.

История обозначенных периодов имела сложный, динамичный, многослойный, подчас противоречивый характер. Творческий процесс созидания также претерпевал много трудностей, живой трепетный пульс скульптора подчас испытывал непонимание и неприятие многих чиновничьих установок. Стержнем творчества Г. Гейбатова, его главной формулой был Человек, во всей сложности личности и в тесном контакте ее с обществом. Поэтому свое индивидуальное, неповторимое видение и осмысление мира он стремился выразить в монументальной скульптуре, которая давала возможность языком пластики привлечь людские потоки на площади и улицы дагестанских городов и селений, «говорить» о жизни и подвигах лучших представителей дагестанского народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Разработка учебно-методического материала при формировании лексической компетенции на основе фразеологических единиц
Практические цели изучения лексики и фразеологии - формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений - способствует созданию предпосылок для работы по английскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся. Знакомство ...

Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, ...

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическа ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru