Образование: статьи и материалы » Особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования. Педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова » Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах Института искусств ДГПУ

Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах Института искусств ДГПУ

Страница 4

Некоторые работы Г. Гейбатова, выполненные в жанре станкового портрета, обнаруживают тяготение к монументальности, к языку крупной формы, пластическому обобщению. Этим качеством обладают и памятники скульптора, соединившие в себе монументальное начало с психологическим, что составляет особенность его пластики. Критикой уже отмечалось, что нет непроходимой грани между станковым и монументальным, граница между ними зыбка и подвижна. В творчестве Г. Гейбатова это положение находит убедительное подтверждение. Портретная линия, имевшая относительно независимое существование (по Е. Шмигельской), на самом деле определенным образом была связана с его самоутверждением скульптора монументалиста. В связи с чем представляется убедительным вывод Л. Шахмардановой в том, что в его творчестве «прослеживается две взаимообогащающие линии – монументальная скульптура и «камерный портрет».

Последовательность мышления скульптора проявляется в работе по созданию мемориального комплекса «Борцам за власть Советов в Дагестане» (1972г.), сооруженного в Дербенте. Представляется, что для Г. Гейбатова начался период новых открытий, основанных на архитектонике, на ритмических взаимодействиях скульптуры и архитектуры. Тридцать портретных барельефов известных дагестанских революционеров со сложными психологическими характеристиками, выразительной пластикой, среди них Н. Самурский, А. Тахо-Годи, К. Агасиев, М. Дахадаев и другие. Иконография портретов связана не только с похожестью, но и с трактовкой национального духа героя. Благодаря точно найденному масштабу стел, строгости, лапидарности художественного языка они органично вписались в окружающую среду центрального городского сада. Об этом писала Л. Шахмарданова: «С большой ответственностью работая в области станковой скульптуры Гейбат Гейбатов достойно представляет и современное монументальное искусство Дагестана. Незабываемые образы солдат революции, отстоявших завоевания Великого Октября, величие провозглашенных ими идей предстают перед нами в мемориальном комплексе «Борцам за власть Советов в Дагестане», сооруженном в городе Дербенте. В расположении небольших памятников с портретными изображениями дагестанских революционеров наблюдаются строгая последовательность и продуманный порядок. Лаконично решенные вертикали памятников имеют идеальную геометрическую форму прямоугольника.

Портретные барельефы выполнены в бронзе, которая живописно контрастирует с местным дагестанским камнем».

Успехи монументальной скульптуры семидесятых годов были определены, прежде всего большим размахом строительства, реконструкцией городов и селений республики после землетрясения в 1970года. Большую роль сыграло и повышенное внимание к вопросам градостроительства и синтеза искусств, возросшим требованиям к идейно-эстетическим качествам скульптуры, что стало основой подъема творчества скульпторов-монументалистов. Это известные дагестанские ваятели Х-Б. Аскар-Сарыджа, А. Газалиев, Г. Гейбатов, А. Ягудаев, Г. Гимбатов, А-Г. Сайгидов.

Среди созданного в области монументальной пластики можно выделить принципиально важное, впервые осуществленное в национальной скульптуре -драматическое направление поисков, выраженное в многофигурной композиции. Это связано с осуществлением монумента борцам-руководителям революционного подполья Уллубию Буйнакскому, Оскару Лещинскому, Абдул-Вагабу Гаджимагомедову, Абдурахману Исмаилову, Сайду Абдулгалимову, Абдулмажиду Алиеву, расстрелянных в 1919году. Авторы памятника: скульптор Г. Гейбатов, архитекторы Г.А. Захаров и А.Г. Захаров.

Путь к созданию этого монумента был непростой. В 1967 году Г. Гейбатов по собственной инициативе начинает работать в области станковой пятифигурной композиции под названием «Бессмертие», посвященной памяти первых дагестанских революционеров во главе с Уллубием Буйнакским. Эта идея скульптора не давала ему покоя, неустанные поиски в области сложной многофигурной композиции, сначала эскизного и этюдного характера, позднее в области композиционного решения и пластической компоновки пяти фигур, высота каждой около двух метров. Пространственная динамика общего решения обнаруживала связь с мировой художественной традицией, воспринятой через собственное национальное мироощущение. Работа близилась к завершению и естественно с ней ознакомились художники, работники культуры, которые отмечали высокий идейно-художественный уровень произведения и увидели в этой композиции, изначально заложенные в пластике черты монументализма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Место наглядности в коммуникативном методе обучения
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку коммуникативность играет огромную роль и новые УМК созданы на коммуникативной основе. Коммуникативный метод обучения является моделью процесса коммуникации, цель которой побудить участников общения в процессе обмена информацией к высказыванию ...

Профилактика девиантного поведения
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, к ...

Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru