Образование: статьи и материалы » Особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования. Педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова » Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах Института искусств ДГПУ

Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах Института искусств ДГПУ

Страница 4

Некоторые работы Г. Гейбатова, выполненные в жанре станкового портрета, обнаруживают тяготение к монументальности, к языку крупной формы, пластическому обобщению. Этим качеством обладают и памятники скульптора, соединившие в себе монументальное начало с психологическим, что составляет особенность его пластики. Критикой уже отмечалось, что нет непроходимой грани между станковым и монументальным, граница между ними зыбка и подвижна. В творчестве Г. Гейбатова это положение находит убедительное подтверждение. Портретная линия, имевшая относительно независимое существование (по Е. Шмигельской), на самом деле определенным образом была связана с его самоутверждением скульптора монументалиста. В связи с чем представляется убедительным вывод Л. Шахмардановой в том, что в его творчестве «прослеживается две взаимообогащающие линии – монументальная скульптура и «камерный портрет».

Последовательность мышления скульптора проявляется в работе по созданию мемориального комплекса «Борцам за власть Советов в Дагестане» (1972г.), сооруженного в Дербенте. Представляется, что для Г. Гейбатова начался период новых открытий, основанных на архитектонике, на ритмических взаимодействиях скульптуры и архитектуры. Тридцать портретных барельефов известных дагестанских революционеров со сложными психологическими характеристиками, выразительной пластикой, среди них Н. Самурский, А. Тахо-Годи, К. Агасиев, М. Дахадаев и другие. Иконография портретов связана не только с похожестью, но и с трактовкой национального духа героя. Благодаря точно найденному масштабу стел, строгости, лапидарности художественного языка они органично вписались в окружающую среду центрального городского сада. Об этом писала Л. Шахмарданова: «С большой ответственностью работая в области станковой скульптуры Гейбат Гейбатов достойно представляет и современное монументальное искусство Дагестана. Незабываемые образы солдат революции, отстоявших завоевания Великого Октября, величие провозглашенных ими идей предстают перед нами в мемориальном комплексе «Борцам за власть Советов в Дагестане», сооруженном в городе Дербенте. В расположении небольших памятников с портретными изображениями дагестанских революционеров наблюдаются строгая последовательность и продуманный порядок. Лаконично решенные вертикали памятников имеют идеальную геометрическую форму прямоугольника.

Портретные барельефы выполнены в бронзе, которая живописно контрастирует с местным дагестанским камнем».

Успехи монументальной скульптуры семидесятых годов были определены, прежде всего большим размахом строительства, реконструкцией городов и селений республики после землетрясения в 1970года. Большую роль сыграло и повышенное внимание к вопросам градостроительства и синтеза искусств, возросшим требованиям к идейно-эстетическим качествам скульптуры, что стало основой подъема творчества скульпторов-монументалистов. Это известные дагестанские ваятели Х-Б. Аскар-Сарыджа, А. Газалиев, Г. Гейбатов, А. Ягудаев, Г. Гимбатов, А-Г. Сайгидов.

Среди созданного в области монументальной пластики можно выделить принципиально важное, впервые осуществленное в национальной скульптуре -драматическое направление поисков, выраженное в многофигурной композиции. Это связано с осуществлением монумента борцам-руководителям революционного подполья Уллубию Буйнакскому, Оскару Лещинскому, Абдул-Вагабу Гаджимагомедову, Абдурахману Исмаилову, Сайду Абдулгалимову, Абдулмажиду Алиеву, расстрелянных в 1919году. Авторы памятника: скульптор Г. Гейбатов, архитекторы Г.А. Захаров и А.Г. Захаров.

Путь к созданию этого монумента был непростой. В 1967 году Г. Гейбатов по собственной инициативе начинает работать в области станковой пятифигурной композиции под названием «Бессмертие», посвященной памяти первых дагестанских революционеров во главе с Уллубием Буйнакским. Эта идея скульптора не давала ему покоя, неустанные поиски в области сложной многофигурной композиции, сначала эскизного и этюдного характера, позднее в области композиционного решения и пластической компоновки пяти фигур, высота каждой около двух метров. Пространственная динамика общего решения обнаруживала связь с мировой художественной традицией, воспринятой через собственное национальное мироощущение. Работа близилась к завершению и естественно с ней ознакомились художники, работники культуры, которые отмечали высокий идейно-художественный уровень произведения и увидели в этой композиции, изначально заложенные в пластике черты монументализма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Изобразительные и выразительные возможности рисунка в профессиональной деятельности будущего дизайнера
Изобразительными и выразительными средствами рисунка являются линия и тон. Главной особенностью рисунка является бесконечное сочетание разнообразия изобразительных средств: линий, штриха, пятна. Рисунок выступает своеобразным изобразительным письмом, понятным людям любой национальности. У рисунка е ...

Реформирование образования в советский период
Примером масштабных реформ образования под влиянием социальных изменений являются реформы в России ХХ в. Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения (раньше задача так не формулировалась, поэтому не было и механизма ее реализации), общедоступности образования, его унифика ...

Понятие открытого образования и дистанционного обучения
Изменения, происходящие в мире при переходе к постиндустриальному обществу, во многом связаны с появлением и развитием информационных технологий. В свою очередь, информационные технологии становятся движущей силой происходящих изменений. В полной мере это относится к сфере образования. Традиционные ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru