Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Страница 7

Изучение особенностей влияния современной социокультурной среды на детские представления о действительности проводилось в рамках федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". В рамках этого научного направления были разработаны социально-диагностические и социально-проектные технологии, включающие, прежде всего, метод мотивационно- целевого, или интенционального анализа процесса общения. Посредством таких технологий было изучено социальное последствие ряда популярных телепередач, таких как "Слабое звено", "За стеклом", "Дом", в сценариях которых заложена возможность некорректного отношения друг к другу.

Оказалось, что многие школьники, адекватно понимающие жестокие правила игры положительные реакции при просмотре программ не проявляли, практически их не смотрели и не одобряли тех, кто смотрит, участниками стать не хотели. Таких оказалось 8%. Остальные воспринимали интенциональность программы частично адекватно (41,2%), или не адекватно (22,6%), то есть программа нравилась, нравилось смотреть на неудачи других людей, переживать за них, участниками стать хотели бы. На других этапах этого исследования зафиксирована взаимозависимость в показателях толерантного отношения школьников по отношению к своим сверстникам, отличающимся от них по национальности, вероисповеданию, месту жительства и так далее, с одной стороны, и их интерпретационными навыками, связанными с умением адекватно понимать интерпретатора, с другой стороны, можно предположить, что телепрограммы, в основе которых лежат некорректные отношения или неэтичные поступки их участников, только усугубляют нетолерантные реакции детей: экранные ситуации вседозволенности игроков в достижении цели и агрессивности друг к другу служат большинству школьников, обладающих навыками частично адекватного и неадекватного интерпретирования образцами для подражания.

То есть не только телезрители выбирают телепрограмму, но и, образно говоря, и телепрограммы "выбирают" телезрителей: разные интерпретационные группы телезрителей группируются вокруг разных телепрограмм, и что большинство сегодняшних телепрограмм, прежде всего развлекательных, адресованы преимущественно группам аудитории, имеющим навыки неадекватного или частично адекватного интерпретирования.

Проведенный в этом параграфе анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что современное коммерческое телевидение является источником программ, полных клишированных образов, стереотипов, обладает возможностью манипулировать сознанием, так как его восприятие характеризуется эффектом ненаправленного восприятия, и при этом транслирует следующие, определяющее современное состояние общества, идеи: пропаганда западного образа жизни, информация, способствующая формированию общества потребления, пассивности, стереотипности, идолопоклонства, конформизма, эксплуатирует естественные человеческие страхи и низменные инстинкты, пропагандирует жестокость и насилие, романтизирует девиантное поведение. Помимо этого коммерческое телевидение, преследующее собственные цели, не имеющее единой идеологии, может подменять традиционные нравственно-духовные ценности такими, развитие которых может привести к деградации не только отдельной личности, но и общества в целом.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Похожие статьи:

Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает ...

Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с ...

Понятие аграмматической формы дисграфии
Причинами возникновения аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии. В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести. У ребенка дисграфия часто бывает связана с ра ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru