Изучение особенностей влияния современной социокультурной среды на детские представления о действительности проводилось в рамках федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". В рамках этого научного направления были разработаны социально-диагностические и социально-проектные технологии, включающие, прежде всего, метод мотивационно- целевого, или интенционального анализа процесса общения. Посредством таких технологий было изучено социальное последствие ряда популярных телепередач, таких как "Слабое звено", "За стеклом", "Дом", в сценариях которых заложена возможность некорректного отношения друг к другу.
Оказалось, что многие школьники, адекватно понимающие жестокие правила игры положительные реакции при просмотре программ не проявляли, практически их не смотрели и не одобряли тех, кто смотрит, участниками стать не хотели. Таких оказалось 8%. Остальные воспринимали интенциональность программы частично адекватно (41,2%), или не адекватно (22,6%), то есть программа нравилась, нравилось смотреть на неудачи других людей, переживать за них, участниками стать хотели бы. На других этапах этого исследования зафиксирована взаимозависимость в показателях толерантного отношения школьников по отношению к своим сверстникам, отличающимся от них по национальности, вероисповеданию, месту жительства и так далее, с одной стороны, и их интерпретационными навыками, связанными с умением адекватно понимать интерпретатора, с другой стороны, можно предположить, что телепрограммы, в основе которых лежат некорректные отношения или неэтичные поступки их участников, только усугубляют нетолерантные реакции детей: экранные ситуации вседозволенности игроков в достижении цели и агрессивности друг к другу служат большинству школьников, обладающих навыками частично адекватного и неадекватного интерпретирования образцами для подражания.
То есть не только телезрители выбирают телепрограмму, но и, образно говоря, и телепрограммы "выбирают" телезрителей: разные интерпретационные группы телезрителей группируются вокруг разных телепрограмм, и что большинство сегодняшних телепрограмм, прежде всего развлекательных, адресованы преимущественно группам аудитории, имеющим навыки неадекватного или частично адекватного интерпретирования.
Проведенный в этом параграфе анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что современное коммерческое телевидение является источником программ, полных клишированных образов, стереотипов, обладает возможностью манипулировать сознанием, так как его восприятие характеризуется эффектом ненаправленного восприятия, и при этом транслирует следующие, определяющее современное состояние общества, идеи: пропаганда западного образа жизни, информация, способствующая формированию общества потребления, пассивности, стереотипности, идолопоклонства, конформизма, эксплуатирует естественные человеческие страхи и низменные инстинкты, пропагандирует жестокость и насилие, романтизирует девиантное поведение. Помимо этого коммерческое телевидение, преследующее собственные цели, не имеющее единой идеологии, может подменять традиционные нравственно-духовные ценности такими, развитие которых может привести к деградации не только отдельной личности, но и общества в целом.
Похожие статьи:
Процедура аттестации образовательного учреждения
Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение соответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица. 1. Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного ...
Опытная работа по проверке эффективности
использования сказок для коррекции отклонений в поведении младших школьников
В начале нашей работы по экспериментальному изучению поведения младших школьников мы приступили к задачам констатирующего эксперимента. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию на младших школьников. 2. Исследовать все стороны поведения мла ...
Методика проведения дидактических игр
Организовать и провести дидактическую игру - задача, достаточно сложная для педагога. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить це ...