По итогам рассказа-разъяснения была проведена беседа на тему "Можно ли верить всему, что мы видим по телевизору?"
Блок № 3
1 занятие
Работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям.
Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации.
Работа с картинками заключается в том, что детям предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенной на картинке, а тек же придумать небольшую историю – продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения.
Вся группа работает с одной картинкой. Дети поочередно предлагают свои варианты поведения и совместно придумывают истории-продолжения. В конце упражнения можно попросить детей нарисовать те варианты истории, которые им больше понравились.
Затем можно провести еще один вариант этой работы: дети делятся на группы и каждой группе раздается своя картинка. Затем можно ввести элемент соревнования между группами: какой группе удасться придумать больше вариантов поведения и историй- продолжений в рисунках.
2 занятие
Работа по наработке навыков конструктивного поведения через ролевую игру. Данное упражнение проводится в несколько этапов:
1 этап. Следует расспросить детей, в каких ситуациях ему трудно сдерживать себя, при каких обстоятельствах (кто-то толкнул, сказал неприятное, взял его вещь и т. п.) он проявляет вербальную и физическую агрессию. Составить перечень таких ситуаций.
2 этап. Выбрать из перечня наименее конфликтную и проблемную ситуацию, в которой будет проще справиться с негативными поведенческими реакциями. Обсудить с детьми возможные варианты поведения в ситуации.
Например:
Ситуация |
Варианты поведения |
1. Сосед по парте без спроса берет ластик. |
А) толкнуть и отнять ластик Б) ударить и отнять ластик В) отнять ластик силой и взять его ластик или карандаш в отместку Г) сказать учительнице Д) попросить вернуть ластик, и если он не вернет, сказать учительнице. |
3 этап. Проанализировать и обсудить с детьми возможные последствия каждого выбранного варианта поведения. Можно предложить детям проиграть каждый вариант, используя игрушки или "леговских" человечков в целях более эффективного осознания последствий своего поведения. Затем записать эти последствия.
Например:
Ситуация |
Варианты поведения |
Последствия |
Сосед без спроса берет мой ластик |
А) Толкнуть и отнять ластик. Б) Ударить и отнять ластик. В) Отнять ластик силой или забрать что-то у него |
А) Сосед толкнет меня в ответ Б) Он тоже ударит меня В) Он будет сопротивляться, в результате всех трех вариантов мы подеремся |
Далее необходимо выбрать позитивный вариант поведения, в данном случае это будет: попросить вернуть ластик, и если он откажется, сказать учительнице.
Последний этап – это закрепление позитивного варианта в ролевой игре. Для детей младшего школьного возраста можно попросить перед началом ролевой игры представить ситуацию в воображении, где им удается применить позитивный вариант поведения, а затем уже переходить непосредственно к ролевой игре.
3 занятие
3 и 4 занятия представляют собой комплекс игр, направленных на коммуникационную кооперацию. В специальных играх закрепляются навыки позитивного межличностного общения и формируются конструктивные поведенческие реакции, которые в дальнейшем переносятся в реальную действительность.
Игра "Корабль среди скал"
Цель: Игра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доброжелательные отношения, основанные на доверии друг к другу.
Средства: Стулья и повязка на глаза.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг ( если детей немного, то по 1 - 2 человека вокруг стен, обозначая берега). В середине круга находится море. Но это очень опасное море, потому что в нем есть скалистые утесы. Эти "утесы" чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой — капитаном корабля. "Корабль" встает в центр круга, который станет гаванью, и сам находит себе капитана, задача которого так провести корабль среди скал, чтобы он ни разу не налетел на них. Капитан ведет "корабль" держа его за руку и отдавая команды. Например: "Сделай два маленьких шага вперед, а теперь повернись влево. Стоп! Сделай шаг направо! Стоп!" и тому подобное. Любой из ребят, образующих "берег", может сказать: "Пусть корабль плывет ко мне". Тогда другие "берега" садятся на стулья и становятся "скалами" или "пиратскими кораблями". Когда "корабль" подойдет к конечной точке своего маршрута, "берег" должен сказать кораблю: "Ты достиг своей цели" и радостно заключить "корабль" в объятья. "Скалы" аплодируют "кораблю". В конце игры следует обсудить с детьми:
Похожие статьи:
Реализация условий развития логического мышления у детей младшего школьного
возраста в процессе рисования с натуры
В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента мы провели работу по развитию логического мышления у младших школьников в процессе рисования с натуры. Задачами развития логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры м ...
Физиологические критерии здоровья
Напомним, что здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоро ...
Психолого-педагогические основы развития восприятия у детей дошкольного
возраста
Психолого-педагогические исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др. свидетельствуют о том, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры. Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а ...