Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Страница 2

Для наработки навыков конструктивного поведения были использованы ролевые игры, а так же игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, что позволяет расширить спектр его поведенческих реакций и минимизировать деструктивные элементы в поведении.

Основные средства реализации содержания программы: игровые тренинги и практические упражнения, беседы, положительные примеры.

Программа

Блок № 1

Экспериментальной группе младших школьников было предложено выполнить несколько заданий и ответить на вопросы: «Все ли слова понятны тебе на уроке? Приведи примеры непонятных слов. «Вот эти непонятные слова: «мгла», «в злате-серебре», «живало-бывало», «кровля», «ветхая», «лачужка», «обветшалая», «падчерица», «веретено», «полынья», «сравни», «поле». Сказки, литература для внеклассного чтения, лексика учителя – все это из другого, из «нашего», а не из «их» мира. Зато они знают и активно используют такие слова, как «фирма», «шестисотый мерседес», «рейтинг», «визажист» и др.

В данный блок программы были включены так же основные приемы формирования духовно-нравственных ценностей: чтение и анализ стихотворений, басен, рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, положительный пример.

Беседа

В итоге обсуждения с детьми вопроса из анкеты про дружбу с телевизионным героем, выяснилось, что дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту.

А в результате беседы по вопросам:

- кто вам в жизни помогает в трудную минуту?

- чем могут помочь телевизионные герои?

Дети сделали вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, родственники. Телегерои могут помочь, только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации.

Пример

Детям предлагалось вспомнить ситуации, когда они чему-то научились посмотрев телевизор. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученное по школьной программе. Одна девочка рассказала, что впервые сама испекла блинчики, посмотрев программу про Телепузиков. Дети сделали вывод, что телевизор не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.

После просмотра воскресного фильма детям задавали вопросы, составленные таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме, затем дети привели положительный пример поведения в подобных ситуациях (родственник, знакомый, литературный герой).

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

Блок № 2

Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору.

1 занятие

"Корзина"

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к теме; побудить ученика к активной работе на занятии.

Это прием групповой работы учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющейся у них информации. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме занятия. На доске можно рисуется значок корзины, в которой условно собирается все то, что все ученики вместе знают.

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Какие художественные, мультипликационные фильмы и рекламные ролики, увиденные по телевидению или по видео вы помните?

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что вспомнит (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах.

Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая пара по кругу называет что-то одно при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются исследователем в "корзинке" идей без комментариев.

В корзине: "Русалочка", "Чип и дейл", "Шрек", "Микки-Маус", "ВинниПух", "Черепашки нидзя", "Подводная братва", "Человек-паук", "Бетмен", "Халк", большие гонки, очевидец, фабрики звезд, скелетон, кролик несквик, бамбуча, чудо-йогурт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич
Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разливает два класса ценност ...

Основные направления философской мысли В.В. Розанова
Серьезный интерес Розанова к философии, пробудившийся в университетские годы, столкнулся с рутиной установившейся системы препо­давания. Он писал: «Все-таки к философии именно я почему-то питал особенное благоговение: «прочие — в сюртуках, а этот в хламиде». Вдруг, по какому-то торжественному случа ...

Влияния ситуации на везение и удачу
Шар ситуации - это психоинформационная структура высшего порядка. Существуют две управляющие силы, составляющие шар ситуации. Первая - мысль или идея. Для того чтобы идея могла оказывать влияние на ситуацию и обстоятельства, ей нужна сила. Причем такая сила, которая выражена в намерении, желании, с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru