Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Страница 7

5 - красивые

Умеющих драться и защищаться, "крутых", то есть героев, демонстрирующих насильственные элементы в поведении, в данном опросе не выбрал никто.

Применение опросника № 2 в качестве констатирующего эксперимента после проведения второго блока программы показало, что у детей изменилось отношение к телеинформации: углубление прежних представлений, расширение ассоциативной сферы, большая аргументированность мнений и суждений об увиденном, то есть более критичное отношение к телеинформации.

1 - рекламу можно сделать про все

2 - в рекламе часто показывают неправду

3 - не знаю

4 - наверное

5 - да, рекламируют самое вкусное и красивое.

То есть большинство детей стало допускать, что в рекламе могут показать неправду, они стали с большим сомнением относиться к увиденному по телевизору.

На вопрос: Как ты думаешь, твоим одноклассникам нравится то же самое? Появились ответы вроде:

Да, всем нравится тоже - с 40% упали до 17%, появились такие ответы,

Как: "Мальчики не любят фабрику звезд", "Много детей не смотрят "Большие гонки", "Многие девочки и мой сосед по парте не любит "Человека - Паука", "Нам с Витей не нравятся "Черепашки нидзя, а нравится Винни - Пух".

То есть дети стали допускать, что их любимые герои нравятся далеко не всем сверстникам, что дети другого пола предпочитают обычно другие мультфильмы и передачи, что вкусы у всех очень разные и к этому надо относиться с пониманием.

На вопрос:

Зачем люди изобрели телевидение?

Чтобы смотреть – сейчас 15%, до эксперимента - 26%.

Чтобы не скучать – 25%, до 32%

Узнать мир – 21%, до 6%.

Кроме этого появились ответы: "Чтобы смотреть интересные программы", "Чтобы выбирать и смотреть то, что тебе нравится". То есть дети стали видеть в телевизоре не только средство пустого времяпрепровождения, от безделья и скуки, но и источник программ, в которых можно узнать что-то интересное, полезное для себя, стали сравнивать телегероев и сюжеты мультфильмов с другими, похожими и непохожими на них, и в результате более аргументировано относиться к выбору телепередач.

В результате применения диагностирующей методики после проведения третьего блока программы мы можем судить о снижении уровня агрессивности.

Итак, в итоге применения предложенных нами занятий можно судить о преодолении негативного воздействия телевидения:

1. Дети более осознанно и реалистично подходят к выбору идеалов для подражания. Персонажи, демонстрирующие негативные модели поведения, в частности, с элементами насилия, стали менее популярны в экспериментальной группе.

2. Изменилось отношение к телеинформации, оно стало более критичным, дети с большим сомнением относятся к увиденному по телевизору, допускают, что по телевизору могут показать неправду, более аргументировано относятся к выбору телепередач.

3. Снизилась агрессивность детей в экспериментальной группе: повышенный уровень в два раза ( с 14% до 7%), высокий на 4%. В контрольной же группе процент детей с высоким и повышенным уровнем агрессивности несколько увеличился (с 37% до 38% и с 19% до 21%).

Таким образом, предложенная нами программа занятий способствует формированию установки на правильное понимание телеинформации, что помогает преодолеть ее негативное воздействие на младших школьников.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми из окружающих их факторов воздействия, из средств массовой информации, определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Проблема влияния телевидения на развитие личности школьника – это социально-педагогическая проблема. Но решение её может быть только комплексным, поэтому она требует всестороннего рассмотрения в философском, социальном, культурном, психолого-педагогическом и других аспектах. Её решение потребовало определения таких понятий как "восприятие", "мировоззрение", "зрительный образ" "ценностные ориентации", "зрительное восприятие". Структурирование исследования построено таким образом, чтобы наиболее лаконично провести взаимосвязь между основными понятиями, имеющими концептуальное значение, и их практической реализацией. В первом параграфе первой главы были изучены последние теоретические и практические исследования по данной проблеме, во втором параграфе была рассмотрена специфика младшего школьного возраста и связанные с ней особенности восприятия и осмысления телеинформации. В результате проделанная в первой главе работа позволила выявить основные негативные проявления воздействия телевидения: стереотипность мышления, конфомизм; пассивность, инертность личности; агрессивность; низкая толерантность по отношению к другим людям; "клиширование" – упрощение и огрубление речи, что в дальнейшем ведет к трудностям в освоении языка классической литературы и поверхностности нравственно-эстетического развития. То есть негативное воздействие телевидения на младшего школьника выражается, прежде всего, в формирование отрицательных моделей поведения, и в частности - подражательной агрессии. Кроме того, телевизионная версия окружающей действительности, будучи зачастую весьма привлекательной для ребенка младшего школьного возраста, одновременно может дезориентировать его при столкновении с реальными жизненными проблемами.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Классификация игр
Система применения игры в процессе обучения изобразительному искусству будет более понятна, если условно разложить ее содержание на микросистемы - виды, а также выделить их специфику в данном виде деятельности. ОДИ (организационно-деятельная игра) - могут применяться в поисках решения реальных, жиз ...

Виды современных организационных форм обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные. При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой за ...

Определение педагогики
Термин педагогика имеет два значения: первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru