Образование: статьи и материалы » Репертуар, направленный на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста » Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Страница 4

Музыка в исполнении симфонического оркестра также расширяет музыкальный интонационный опыт ребенка. В этом случае у детей обогащаются представления о выразительных средствах музыки, таких как тембр, регистр, динамика, развивается способность сравнивать звучание различных инструментов, что придает процессу восприятия музыки проблемный характер, активизирует познавательную активность детей.

Эффективность использования наглядно-слухового метода во многом зависит от учета его психологического компонента, а именно – особенностей внимания детей, поэтому необходимо подбирать для восприятия небольшие по объему, но яркие по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения .

Принцип постепенности и последовательности при реализации наглядно-слухового метода основывается на постепенном и последовательном усложнении семантического музыкального ряда воспринимаемых музыкальных произведений: музыкальные образы даются в их развитии, расширяется круг явлений жизни, отраженных в музыке, обогащение интонационного опыта восприятия музыки осуществляется на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями, отражающими все более сложные чувства и настроения.

В процессе восприятия музыки ученые-психологи, педагоги выделяют три основные стадии. По мнению психолога П.М. Якобсона, "движение восприятия от "поверхности" объекта к его смыслу является как раз тем, что важно уловить для понимания этого процесса"

Первая стадия музыкального восприятия отличается смутностью и нерасчлененностью общих представлений о музыкальном произведении. Задача педагога на этом этапе восприятия заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать свое отношение к музыкальному произведению, активизировать их размышления по поводу прослушанной музыки преобладает ее эмоциональная оценка.

Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторным прослушиванием всего музыкального произведения или его частей с целью углубления в содержание, осознание отдельных средств музыкальной выразительности и их роли в создании музыкального образа. Эта стадия связана с включением аналитических свойств восприятия. Актуализации музыкального мышления детей на этом этапе восприятия могут способствовать приемы сравнения, контрастного сопоставления, интонационно-образного анализа музыкального произведения.

На третьей стадии музыкального восприятия, ранее возникшие музыкально-слуховые представления взаимодействуют с аналитическим, дифференцированным осмыслением музыки, осуществившемся на второй стадии ее восприятия. С целью активизации слухового опыта ребенка на данном этапе восприятия музыкального произведения можно использовать метод осознания личностного смысла музыкального произведения, нацеливающий ребенка на осмысление собственных чувств и переживаний в процессе восприятия музыки. В данном случае третья стадия восприятия музыки окрашивается индивидуальным отношением ребенка к музыкальному произведению, его личностной оценкой.

Метод создания композиций, используемый на данном этапе музыкального восприятия, позволяет активизировать творческую инициативу детей, нацеливает ребенка на более глубокое и осознанное восприятие музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Общая характеристика процесса воспитания
Теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность студенческого коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи. Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического ...

Необходимость инновационного подхода в преподавании физической культуры в старших классах
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности физической культуры важной составляющей общей культуры человечества. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего у ...

Основные требования к использованию метода проектов. Типы проектов
Е.С. Полат перечисляет следующие требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru