Образование: статьи и материалы » Репертуар, направленный на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста » Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Страница 4

Музыка в исполнении симфонического оркестра также расширяет музыкальный интонационный опыт ребенка. В этом случае у детей обогащаются представления о выразительных средствах музыки, таких как тембр, регистр, динамика, развивается способность сравнивать звучание различных инструментов, что придает процессу восприятия музыки проблемный характер, активизирует познавательную активность детей.

Эффективность использования наглядно-слухового метода во многом зависит от учета его психологического компонента, а именно – особенностей внимания детей, поэтому необходимо подбирать для восприятия небольшие по объему, но яркие по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения .

Принцип постепенности и последовательности при реализации наглядно-слухового метода основывается на постепенном и последовательном усложнении семантического музыкального ряда воспринимаемых музыкальных произведений: музыкальные образы даются в их развитии, расширяется круг явлений жизни, отраженных в музыке, обогащение интонационного опыта восприятия музыки осуществляется на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями, отражающими все более сложные чувства и настроения.

В процессе восприятия музыки ученые-психологи, педагоги выделяют три основные стадии. По мнению психолога П.М. Якобсона, "движение восприятия от "поверхности" объекта к его смыслу является как раз тем, что важно уловить для понимания этого процесса"

Первая стадия музыкального восприятия отличается смутностью и нерасчлененностью общих представлений о музыкальном произведении. Задача педагога на этом этапе восприятия заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать свое отношение к музыкальному произведению, активизировать их размышления по поводу прослушанной музыки преобладает ее эмоциональная оценка.

Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторным прослушиванием всего музыкального произведения или его частей с целью углубления в содержание, осознание отдельных средств музыкальной выразительности и их роли в создании музыкального образа. Эта стадия связана с включением аналитических свойств восприятия. Актуализации музыкального мышления детей на этом этапе восприятия могут способствовать приемы сравнения, контрастного сопоставления, интонационно-образного анализа музыкального произведения.

На третьей стадии музыкального восприятия, ранее возникшие музыкально-слуховые представления взаимодействуют с аналитическим, дифференцированным осмыслением музыки, осуществившемся на второй стадии ее восприятия. С целью активизации слухового опыта ребенка на данном этапе восприятия музыкального произведения можно использовать метод осознания личностного смысла музыкального произведения, нацеливающий ребенка на осмысление собственных чувств и переживаний в процессе восприятия музыки. В данном случае третья стадия восприятия музыки окрашивается индивидуальным отношением ребенка к музыкальному произведению, его личностной оценкой.

Метод создания композиций, используемый на данном этапе музыкального восприятия, позволяет активизировать творческую инициативу детей, нацеливает ребенка на более глубокое и осознанное восприятие музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, ...

Характеристика психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста
Педагогику (в первую очередь педагогику развития) интересует происходящие в человеке изменения и то, как эти изменения повлияют на продуктивную (профессиональную и пр.) деятельность человека в социуме. Именно поэтому, обсуждая эффективность образования, мы должны затрагивать внутренние психические ...

Политические информации. Методика их проведения
Политинформации - наиболее распространенная форма внеклассного просвещения учащихся. Во времена существования советского государства данная форма политического просвещения учащихся была ведущей, однако сейчас. Постепенно утратила свое ведущее значение. Однако в последние годы вновь активно стал про ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru