Образование: статьи и материалы » Репертуар, направленный на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста » Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Страница 4

Музыка в исполнении симфонического оркестра также расширяет музыкальный интонационный опыт ребенка. В этом случае у детей обогащаются представления о выразительных средствах музыки, таких как тембр, регистр, динамика, развивается способность сравнивать звучание различных инструментов, что придает процессу восприятия музыки проблемный характер, активизирует познавательную активность детей.

Эффективность использования наглядно-слухового метода во многом зависит от учета его психологического компонента, а именно – особенностей внимания детей, поэтому необходимо подбирать для восприятия небольшие по объему, но яркие по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения .

Принцип постепенности и последовательности при реализации наглядно-слухового метода основывается на постепенном и последовательном усложнении семантического музыкального ряда воспринимаемых музыкальных произведений: музыкальные образы даются в их развитии, расширяется круг явлений жизни, отраженных в музыке, обогащение интонационного опыта восприятия музыки осуществляется на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями, отражающими все более сложные чувства и настроения.

В процессе восприятия музыки ученые-психологи, педагоги выделяют три основные стадии. По мнению психолога П.М. Якобсона, "движение восприятия от "поверхности" объекта к его смыслу является как раз тем, что важно уловить для понимания этого процесса"

Первая стадия музыкального восприятия отличается смутностью и нерасчлененностью общих представлений о музыкальном произведении. Задача педагога на этом этапе восприятия заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать свое отношение к музыкальному произведению, активизировать их размышления по поводу прослушанной музыки преобладает ее эмоциональная оценка.

Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторным прослушиванием всего музыкального произведения или его частей с целью углубления в содержание, осознание отдельных средств музыкальной выразительности и их роли в создании музыкального образа. Эта стадия связана с включением аналитических свойств восприятия. Актуализации музыкального мышления детей на этом этапе восприятия могут способствовать приемы сравнения, контрастного сопоставления, интонационно-образного анализа музыкального произведения.

На третьей стадии музыкального восприятия, ранее возникшие музыкально-слуховые представления взаимодействуют с аналитическим, дифференцированным осмыслением музыки, осуществившемся на второй стадии ее восприятия. С целью активизации слухового опыта ребенка на данном этапе восприятия музыкального произведения можно использовать метод осознания личностного смысла музыкального произведения, нацеливающий ребенка на осмысление собственных чувств и переживаний в процессе восприятия музыки. В данном случае третья стадия восприятия музыки окрашивается индивидуальным отношением ребенка к музыкальному произведению, его личностной оценкой.

Метод создания композиций, используемый на данном этапе музыкального восприятия, позволяет активизировать творческую инициативу детей, нацеливает ребенка на более глубокое и осознанное восприятие музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Контроль процессов реализации наиболее важных дел студента
График рабочего времени - это самое наглядное свидетельство того, как и на что тратится время. С помощью хорошо налаженной системы учета времени можно буквально по минутам проследить, куда и на что уходит время. Конечно, самое сложное - это строго придерживаться своего графика и контролировать его ...

Особенности информационных технологий в повышении качества знаний учащихся
Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от тог ...

Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru