Образование: статьи и материалы » Репертуар, направленный на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста » Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Страница 5

Словесный метод развития у детей музыкального восприятия направлен на активизацию творческой активности ребенка, его воображения, фантазии в процессе постижения смысла воспринимаемого музыкального произведения. Словесный метод способствует актуализации знаний ребенка о музыке, помогает разобраться в ее выразительных средствах, определить их роль в создании музыкального образа. Приемы словесного метода (образный рассказ, беседа, пояснение) позволяют конкретизировать содержание музыкального произведения, способствуют более глубокому его пониманию и эмоциональному переживанию.

Беседа о музыке является важнейшим средством активизации слухового внимания ребенка. Необходимо тщательно продумывать структуру, последовательность и содержание беседы. Недопустимо в процессе беседы "навязывать" ребенку определенную программу музыкального произведения. В результате такого "методического приема", по словам Б.М. Теплова, ребенок начинает искать в музыке изобразительные моменты, привыкает относиться к ней как к средству изображения конкретных явлений действительности, выражающему определенное эмоционально-образное содержание .

Во время беседы важно побудить ребенка к осознанию тех чувств и настроений, которые переданы в музыке. Если ребенку предлагается для восприятия программная музыка, его необходимо познакомить с программой и названием музыкального произведения (до или после прослушивания). Знание программы музыкального произведений важно для адекватного восприятия программной музыки. При этом, однако, необходимо акцентировать внимание ребенка на взаимосвязи изобразительных и выразительных возможностей музыки, что является чрезвычайно важным для понимания сущности музыкального искусства как искусства, выражающего эмоции, чувства и переживания человека.

В процессе проведения беседы о музыке педагог должен осознать роль слова в характеристике эмоционально-образного содержания музыки. Эмоциональная окраска речи, ее поэтичность, образность (с использованием эпитетов, сравнений, метафор) способна расширить представление ребенка об эмоционально-образном содержании музыки, вызвать и поддержать интерес к ней и музыкальной деятельности.

Не менее важной в процессе беседы является задача расширения словарного запаса самого ребенка, характеризующего воспринимаемую им музыку. Необходимо побуждать детей к использованию новых для них слов в характеристике эмоционально-образного строя музыкального произведения, к расширению "словаря эстетических эмоций", отражающего настроение и характер воспринимаемой музыки. В качестве приемов, обогащающих словарный запас детей, можно выделить следующие: использование вопросов, дополняющих ответов, разъясняющих смысл новых слов и т.д

Практический метод сопровождает музыкальное восприятие определенными действиями, благодаря чему оно становится более осознанным и глубоким. В качестве приемов и средств практического метода можно отметить такие, как: передача впечатлений от музыки в пластике движений; вокализация музыки; дидактические игры; передача характера музыки в рисунке; инсценировка песен и т.д.

Эти приемы и средства можно варьировать, сочетая друг с другом. При этом важно помнить, что использование практического метода в процессе развития восприятия музыки нацелено на то, чтобы ребенок овладел теми или иными практическими навыками, а на то, чтобы он обогатил свои представления о возможностях передачи содержания музыки (эмоций, чувств и переживаний) с помощью различных способов действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Принципы и методы коррекционно-развивающего обучения
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания и классы компенсирующего обучения) – это принцип коррекционной направленности обучения. Современная практика коррекционо-развивающего обучения школьников с нарушение речи вк ...

Характеристика психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста
Педагогику (в первую очередь педагогику развития) интересует происходящие в человеке изменения и то, как эти изменения повлияют на продуктивную (профессиональную и пр.) деятельность человека в социуме. Именно поэтому, обсуждая эффективность образования, мы должны затрагивать внутренние психические ...

Становление методики развития речи детей как науки
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешски ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru