- небольшие по объему, время их заучивания не должно превышать 5 -8 минут, что связано с особенностями детского внимания и недостаточностью развития произвольных процессов;
- с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
- разнообразные по стилям и жанрам;
- программные и непрограммные;.
Методы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Временной характер музыки требует от ребенка активного следования за развитием музыкального образа. Этот процесс основывается на сочетании эмоциональных и интеллектуальных проявлений в ходе музыкального восприятия: важно не только переживать и понимать содержание музыкального произведения, но и отличать его отдельные выразительные средства, осознавать их роль в создании музыкального образа. Поэтому, организуя процесс музыкального восприятия, педагог должен наметить определенную последовательность в его развитии, предусмотреть методы и приемы, обеспечивающие овладение ребенком этим видом музыкальной деятельности.
При практической реализации методов развития у детей музыкального восприятия важно исходить из признания единства эмоционального и интеллектуального компонентов в этом процессе. В связи с этим Б.В. Асафьев предлагал такие педагогические приемы, как: ознакомление путем "живого исполнения" с понятием " о тождестве и контрасте", о "повторяемости или возвращаемости подобного". Вместе с тем важно помнить мнение Б.В. Теплова о том, что одна из труднейших педагогических задач при развитии музыкального восприятия заключается в сохранении эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности. В этой связи в выборе методов развития музыкального восприятия ключевой является мысль о восприятии как мышлении, опирающемся на такие операции познания, как анализ и синтез, сравнение, сопоставление и др.
В качестве важнейшего метода развития музыкального восприятия выступает наглядно-слуховой метод, в основе которого лежит звучание самой музыки. При реализации данного метода важно соблюдать следующие рекомендации:
1) Исполнение музыки педагогом должно осуществляться на высоком профессиональном уровне;
2) Для восприятия целесообразно предлагать детям музыкальные произведения в исполнении различных музыкальных инструментов, ансамблей и оркестров;
3) Наряду с инструментальной музыкой широко использовать музыку вокальную (сольную, ансамблевую, хоровую);
4) Учитывать возрастные особенности внимания детей, их способность сосредотачиваться на небольшом (особенно в младшем дошкольном возрасте) по продолжительности музыкальном произведении или его отрывке;
5) При расширении запаса музыкальных впечатлений ребенка соблюдать принцип постепенности и последовательности;
6) При организации музыкальной деятельности ребенка учитывать его установку на восприятие музыки;
7) Использовать различные приемы и методы активизации слухового опыта детей в зависимости от стадии восприятия музыкального произведения.
Исполняя музыкальное произведение, педагог выступает в качестве посредника между композитором и слушателем, поэтому следует так интерпретировать музыкальное произведение, чтобы ребенок понял его смысл, почувствовал, эмоционально и сознательно воспринял его музыкально-образное содержание.
Похожие статьи:
Особенности педагогической профессии
У каждой профессии есть особенности, у педагогической — тоже. Рассмотрим их. 1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, ...
Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...
Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения,несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности,с которыми сталкиваются как начинающие,так и зрелые педагоги при устан ...