Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Страница 9

Современная концепция подготовки специалистов предусматривает включение учебного заведения любого уровня в качестве структурного элемента в систему непрерывного профессионального образования. Каждое звено этой системы работает на будущее. Поэтому цели и задачи воспитания, обучения и развития должны отражать не только актуальные, сегодняшние потребности общества, но и перспективные запросы и потребности как в материальной, так и в духовной сфере общественного развития. Следовательно, образовательная деятельность на каждом уровне должна носить опережающий характер. Опережающее профессиональное образование представляет собой существенное свойство профессионального образования, которое проявляется во взаимодействии «определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной предрасположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приращивать знания, формирование преобразующего, гуманистически ориентированного интеллекта, реализующегося в носящей такой же характер деятельности человека». Как утверждают Н. Э. Касаткина, Т. С. Панина и другие, оно направлено на формирование у будущих специалистов готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускнику и отвечающих потребностям рынка труда .

Интегративность образования как важная тенденция наиболее четко была выражена на первом этапе реализации непрерывного образования в западных странах и в условиях бывшего СССР. В документе ЮНЕСКО, подготовленном для XIX Генеральной конференции ООН, непрерывное образование трактовалось как «средство связи и интеграции», позволяющее синтезировать ряд элементов в уже существующей системе образования и как «основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования».

Сегодня финансово-экономический вопрос о связи производства и системы обучения решается следующим образом: для реализации конкретной производственной цели предприятия делают заказ на подготовку необходимых специалистов всех уровней в соответствующих учебных заведениях, или предприятия открывают на свои средства учебный комплекс.

Процесс слияния науки и производства (индустриализация науки) повлек за собой изменения в системе образования: создаются новые дисциплины и курсы, носящие проблемный и междисциплинарный характер, различные формы получения образования, типы учебных заведений, виды переподготовки и т.д.

Главной задачей стала подготовка компетентного специалиста. Это означает наличие знаний о различных аспектах жизни человека навыков творческого владения интеллектуальным и физическим инструментарием, способности взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях, включая конфликтные, для того чтобы создать лучшие условия для себя в конструктивном взаимодействии с другими.

С развитием рыночных отношений расширяется объем образовательных потребностей и меняется их структура, что выдвигает на передний план решение таких проблем, как приведение в соответствие с региональными потребностями количества профессиональных образовательных учреждений и их видов: установление содержания образования, адекватного запросам общества и интересам обучающихся; обеспечение различного уровня преемственности в образовании; разработка и внедрение таких технологий обучения, которые обеспечат максимальную реализацию потребностей личности, учтут ее индивидуальные особенности.

Таким образом, социально-экономические преобразования конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия оказали существенное влияние на российское профессиональное образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность профессиональных образовательных программ, развитие негосударственного сектора образования. Система профессионального образования в России при сохранении отечественных традиций глубокой фундаментальной подготовки обнаруживает тенденцию к переходу на многоуровневую и многовариантную структуру образовательного процесса. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных документах.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Мировоззрение как основа структуры личности
Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различи ...

Игра - зеркало душевных переживаний маленького человека
Может ли ребенок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра - основная форма познания им жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре. Игра - зеркало душевных переживаний маленьк ...

Понятие о сущности аудиовизуальных средств
Одной из центральных проблем дидактики является поиск новых, более эффективных способов передачи знаний, способов, которые позволили бы дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении, т.е. облегчить процесс обучения. Любая перспективная система образования уже не может ориентир ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru