Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Критерии оценки качества подготовки специалистов в результате многоуровневой подготовки

Критерии оценки качества подготовки специалистов в результате многоуровневой подготовки

Страница 4

Прежде всего, отличаются цели обучения на каждой ступени, что требует другого содержания обучения. Если целью обучения рабочего является готовность выполнять трудовые процессы, то техник, выступающий в качестве руководителя трудового коллектива, должен уметь организовать его эффективную работу. Следовательно, они должны обладать различными умениями.

Кроме того, совершенно разное содержание профессиональной подготовки на каждом уровне определяет различия в содержании профессионально-важных качеств личности, что существенно, с нашей точки зрения, влияет на оценку готовности обучающегося к профессиональной деятельности того или другого уровня подготовки.

Ранее, когда специалистов различного уровня подготовки готовили в учебных заведениях, организационно не связанных друг с другом (профтехучилища, техникумы, институты), проблема создания единой системы перехода из одного заведения в другое не стояла так остро. Образовательные учреждения различного статуса имели обособленные правила приема и выпуска специалистов. Здесь следует отметить, что тема оценки качества готовности специалиста к профессиональной деятельности и критериев этой объективной оценки существовала всегда, и ее несовершенность очевидна. По мнению зарубежных ученых в настоящее время содержание образования во многом устарело, не соответствует временным условиям и не отвечает интересам обучающихся, которые живут и будут работать в XXI веке. Качество обучения уже снизилось из-за невероятной путаницы в критериях, которую породили системы образования в своем стремлении «дать больше знаний». В данном случае необходимо уточнить сами понятия «качество» и «требования». Вероятнее всего, качество должно определяться соответствием требований к специалисту со стороны общества, производства и самой личности. Собственно, с точки зрения ряда исследователей, качество подготовки специалиста характеризуется как совокупность существенных свойств специалиста, которое объективизируется в условиях профессиональной деятельности и определяет характер его воздействия на процесс развития производственных сил. Естественно, для «воздействия на развитие» одних знаний и умений явно недостаточно, необходимы умения «воздействия», а они во многом определяются наличием тех профессионально важных и значимых качеств личности, о которых говорилось выше. Практика же оценки качества подготовки специалиста построена на оценке уровня и объема знаний и умений. Таким образом, имеет место противоречие между тем, чему хотим учить, чему необходимо учить, чему учим на самом деле и что оцениваем.

Еще в 1970 году Международным институтом планирования образования, ЮНЕСКО было предложено два различных способа оценки качества. Один способ - качество как внутреннее свойство образовательной системы, определяемое с помощью ее собственных внутренних критериев (экзамены, итоговые работы и т.д.). Второй способ – качество на основе внешних критериев, то есть его соответствие нуждам общества. Если оценивать систему под столь разными углами зрения, то возможна ситуация, когда оценка качества по внутренним параметрам образовательного учреждения может быть высокой, а внешним – низкой. Специалисты института пришли к выводу, что требования к образованию (а значит и субъекту образования) «будут разумными и полезными, если их применять с учетом конкретной цели, места и времени».

Учитывая обстоятельства и условия развития многоуровневой системы обучения, выбор критериев оценки качества готовности обучающегося к профессиональной деятельности актуален. Но есть еще одна особенность, отличающая обучение в образовательных учреждениях с многоуровневой системой подготовки – несовершенность самой структуры уровневой подготовки, содержания и сроков обучения на каждом уровне. Такое положение для переходного периода естественно, поскольку быстрая адаптация самой системы профессионального образования к изменившимся условиям происходит в условиях отставания науки от практики, и далеко не всегда получаются желаемые результаты. Мы исходим из положения: «образование должно создать условия для развития личности», и недостатки структурирования многоуровневой системы подготовки не должны отражаться на уровне развития. По этой причине и возникла проблема обеспечения условий успешности профессионального продвижения обучающихся со ступени на ступень.

Анализ деятельности существующих колледжей, техникумов, центров и других структурных форм многоуровневой подготовки показывает, что практически все они переводят обучающихся на более высокую ступень на основе результатов обучения на предыдущей ступени. Такой подход представляется недостаточно корректным. Выше шла речь о существенных различиях в содержании труда специалистов, получивших подготовку различных уровней. Рабочий, техник, инженер выполняют разную работу. И трудно, даже невозможно объективно определить, насколько прекрасно работающий рабочий справится с обязанностями техника, не говоря уже о деятельности инженера. Подтверждением могут служить примеры из практики. Часто квалифицированных рабочих на производстве назначают на инженерно-технические должности. И чаще всего такие эксперименты бывают неудачными. Еще более наглядный пример. Молодого, энергичного маляра назначают (выбирают) на должность бригадира. И получают плохой результат. Выдающийся спортсмен становится тренером, а дела в команде не только не улучшаются, а, напротив, становятся все хуже. Ряд примеров можно продолжать, но уже напрашивается закономерность: в каждом из них была сделана попытка оценить возможности человека выполнять новую для него работу с опорой на результаты его предшествующей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы
а) краткая характеристика Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства. Дидактическая игра создает условия для ...

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...

Технологии дистанционного обучения
Известны и применяются следующие основные технологии дистанционного обучения: 1. Кейс-технология, при которой обучаемый получает комплект учебных материалов (кейс) и изучает их, имея возможности периодических консультаций с преподавателями-тьюторами в учебных пунктах (центрах). 2. ТВ-технологии, пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru