- способность диагностировать производственную ситуацию, принимать целесообразное решение, уметь осуществлять регулярный самоконтроль;
- выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;
- производительность труда – выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда;
- профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля;
- культура труда – способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способа работы, соблюдение технологической дисциплины;
- ответственность за выполнение профессиональных заданий.
Таким образом, профессиональная подготовка студентов определена следующими задачами:
- овладение концептуальными основами курса, теоретического материала и практической работы должна опираться на ориентировочную основу действий с высоким уровнем обобщений. Необязательно, чтобы преобладал объем времени на освоение теории, важно, чтобы вся проводимая работа была подчинена овладению учащимися знаний концептуального характера;
- второй основной задачей является овладение практическими умениями и навыками на основе концептуальной подготовки учащихся. Этот этап не исключает присутствия в учебном процессе как нового концептуального компонента, так и иследовательских или других компонентов обучения;
- третья задача состоит в организации частично-поисковой деятельности учащихся и предполагает овладение как общеинтеллектуальными технологиями, так и предметными, включая творческие;
- творческая работа. Как видно из сказанного выше, творческая работа учащихся должна иметь место и на предыдущих этапах, но ее результатом на этих этапах может быть реализация задач, необязательно трактуемых как творческие. В техникуме используется и технология рейтинговых оценок. Наиболее эффективна эта технология по компьютерным дисциплинам, организации и управлению предприятий сферы обслуживания.
Подводя итоги, следует отметить, что решение каждой из поставленных задач завершается этапом контроля, самоконтроля или взаимного контроля.
1. Показано, что система профессионального образования в России, опираясь на отечественные традиции глубокой фундаментальной подготовки, в современных социально-экономических условиях имеет тенденцию к переходу на многоуровневую и многовариантную структуру организации образовательного процесса, которая позволяет удовлетворить потребности развивающейся личности и обеспечить выполнение социального заказа на подготовку специалистов разного уровня квалификации.
2. Установлено, что в федеральных программах модернизации и развития российского образования указывается на необходимость обновления управления системой профессионального образования многоуровневой структуры, обеспечивающего устойчивость и динамическое развитие этой системы в изменяющихся внешних условиях.
В наше время определяющими тенденциями развития системы профессионального образования выступают непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация и плюрализация образования и др.
Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества.
3. Выявлены организационно-педагогические условия, способствующие целенаправленному управлению многоуровневой образовательной системой. К педагогическим условиям относятся принятие педагогическим коллективом концепции многоуровневого профессионального образования модульной структуры и наличие у его членов готовности к выбору адекватных методов обучения и коммуникаций; построение системы повышения профессиональной квалификации преподавателей; формирование у обучающихся готовности к активной самостоятельной деятельности; наполнение образовательного процесса учебно-методической литературой и программным обеспечением учебного назначения; создание условий для творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система организационных условий имеет целью обеспечение прогноза, планирования, организации, координации, регулирования и контроля образовательного процесса.
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...
Характеристика профессионального образования
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и с ...
Информационно-коммуникационные технологии
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С и ...