Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Критерии оценки качества подготовки специалистов в результате многоуровневой подготовки

Критерии оценки качества подготовки специалистов в результате многоуровневой подготовки

Страница 2

- неумение применять теоретические знания в практической деятельности; основные причины: замедленная сообразительность, слабая смекалка, поверхностный склад ума, безответственность, слабый интерес к профессии, невнимательность;

- торопливость; основные причины: высокая подвижность нервной системы, недисциплинированность, невнимательность;

- недостаточный контроль в процессе работы; причины: безответственность, повышенная самооценка, эмоциональная возбудимость.

Многие из названных проблем вызваны недостаточным вниманием педагогов, воспитателей, родителей к развитию таких важных способностей, как организация внимания, мышление, речь, способность к волевому усилию и т.д. На базе этих и других индивидуальных способностей личности развиваются черты характера, определяющие успешность любого обучения. Поскольку способности – это совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней, то в образовательных учреждениях имеет смысл развитие тех качеств и свойств личности, которые будут способствовать успешности обучения в данном учебном заведении и в последующих. Для профессионального обучения мы выявили такие значимые черты личности, как:

- трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, самокритичность, самоконтроль – необходимые условия успешности в любом обучении;

- профессиональные интересы и склонности, их устойчивость;

- уровень развития специальных элементарных способностей и возможностей их развития.

Как видно из исследований, между причинами проблем в профессиональном обучении и качествами личности, определяющими успешность профессионального обучения, существует явная взаимосвязь. Многие из названных качеств близко соотносятся с профессиональными качествами, и их развитию необходимо уделить внимание в процессе профессиональной подготовки. Обращать внимание не в общем, а ставя совершенно конкретные цели и корректируя программу обучения для достижения этих целей.

Таким образом, анализ литературы, справочно-нормативной документации и экономических условий развития страны в целом, позволил выделить две большие группы качеств, важных для развития профессионализма специалиста:

· группа профессионально-важных технологических умений и качеств, связанных непосредственно с трудовым процессом и определяющихся его содержанием;

· группа социальных умений и качеств (социально и личностно значимых), определяемых как требованиями профессии, так и социально-общественным развитием. Эти качества имеют общий характер для всех профессий, хотя и имеют свою внутрипрофессиональную специфику.

Определение перечня профессионально-важных качеств специалиста чрезвычайно важно для профессионального образования любого уровня, но при уровневой подготовке специалистов одной сферы деятельности и разных уровней квалификации это приобретает еще большую значимость. Разнообразие функциональных обязанностей, уровень взаимодействия и др. на различных ступенях обучения личности, выделения общих и специфичных профессионально-значимых качеств. Оценка готовности обучаемого продолжать обучение на следующем уровне должна включать в себя не только профессионально-важные умения, но и перечисленные выше.

Таким образом, профессиональные знания, умения и навыки, а также непрофессиональные знания, умения, качества личности могут быть положены в основание модели специалиста.

Выстраивая модель специалиста – выпускника техникума, мы использовали традиционную технологию, когда в терминах деятельности отражаются описание общегосударственной цели подготовки специалиста. Если к описанию опыта специалиста (квалификационной характеристике) добавляются явно выраженные требования к интеллектуальным свойствам личности специалиста – памяти, вниманию, волевым свойствам, и др., то получается так называемая психограмма личности качеств специалиста. Если в психограмме добавить столь же четко описанные требования к социальным свойствам личности, то получится модель личности специалиста: наиболее полное и конкретное переформирование социального заказа и педагогическое описание общегосударственной цели подготовки специалиста. Модель личности специалиста – это и цель для построения, и критерии для оценки её качества (таблица 4). Успешность деятельности учебных заведений, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов, во многом зависит от разработанности системы профессионально-квалификационного продвижения обучающихся в процессе обучения. Такая система дает возможность адекватно оценить степень готовности каждого обучающегося к переходу на следующую ступень обучения. Сущность заключается в принципиальном отличии ступеней по многим параметрам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Занятия по развитию речи как средство познавательного развития ребенка
Одним из основных средств общего психического развития является обучение. Это — целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством педагога дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалас ...

Классификация моделей и видов моделирования
Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (т. е. по средствам моделирования); по характеру моделируемых объектов; - по сферам приложения моделирова ...

Система профессионального образования в РФ
Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной моноуровневой и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru