Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Критерии оценки качества подготовки специалистов в результате многоуровневой подготовки

Критерии оценки качества подготовки специалистов в результате многоуровневой подготовки

Страница 5

И, тем не менее, по такому пути идут не только техникумы, давно работающие по многоуровневой системе, но и учебные заведения, начинающие такую подготовку. Это подтверждают публикации во многих изданиях. Одни техникумы выводят сумму баллов по всем предметам, изучаемым студентами ранее, другие – только по специальным предметам, третьи – определяют средний балл.

Более развернутую систему предлагает Институт профтехобразования. Предпринята попытка увеличить число критериев, по которым делается вывод о возможности перехода обучающегося на более высокую ступень обучения. Предлагаемая система основана на пяти критериях:

1. Уровень общеобразовательной подготовки (средний балл по общеобразовательным дисциплинам).

2. Уровень специальной подготовки (оценка по квалификационному экзамену; оценка по производственной практике; разряд, присвоенный квалификационной комиссией: выполнение норм выработки во время производственной практики).

3. Уровень сформированности умений и навыков (сложность выполняемой работы во время производственной практики; качество работы во время производственной практики, соблюдение правил безопасности труда; участие в конкурсах на звание «Лучший по профессии»).

4. Отношение к труду и профессии (отношение к учебе, работе и к профессии).

5. Уровень общественной активности.

К положительному в данной методике можно отнести увеличенное количество критериев оценки подготовки специалиста. Но трудно согласиться с тем, что данный набор критериев является необходимым и достаточным для перехода обучающегося на следующий уровень обучения. Во-первых, информацию для определения критериев полностью получают из анализа результатов учебной деятельности на предыдущем этапе. Во-вторых, большое сомнение вызывает содержание показателей.

Несколько иные критерии оценки качества обученности разработаны в ходе эксперимента в Новокузнецком торгово-экономическом техникуме. Они предполагают несколько этапов оценки качества. Первый этап очень похож на предыдущий. Оцениваются: уровень общеобразовательной подготовки; уровень сформированности умений и навыков; уровень творчества и активности умственной деятельности; групповая оценка личности.

Два последних параметра отличаются от указанных выше и, на наш взгляд, удачны, так как в большей степени отвечают требованиям самостоятельности в решении профессиональных задач, но характер задач неизвестен, и поэтому трудно судить об объективной оценке уровня активной мыслительной деятельности. Однако вызывает интерес второй этап (шаг), когда оценивается уровень формирования умений когнитивной деятельности, где представлено шесть уровней развития данной деятельности обучающегося. За основу взята теория Б. Блума об уровнях развития профессионального образования. Критерии выглядят оценкой умений: слушать (сосредотачивать свое внимание в течение всего времени передачи информации); сравнивать (выделять главные, общие и различные признаки процесса, явления); выделять главное, обобщать (устанавливать законы, закономерности, принципы изучаемых процессов); критически оценивать полученную информацию (иметь свою аргументированную позицию); доказывать (определять цель доказательства, аргументы, ранжировать их, выбирать форму доказательства); творчески решать учебную проблему (своим, необычным способом).

Техникум осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии с возможностью повышенного уровня квалификации. Но профессиональное обучение может быть эффективным лишь при наличии у обучаемых положительной мотивации к овладению избранной специальностью. Именно мотивация определяет стремление личности найти наиболее адекватные способы для самореализации на допрофессиональной и профессиональной стадиях становления, причем настолько, что можно утверждать: профессиональная адаптация есть результат профессионального самоопределения человека.

Критерии оценки подготовленности к труду выпускников техникума должны соответствовать требованиям конкретной профессиональной деятельности, востребованной заказчиком на рынке труда.

Профессиональные способности, знания, умения и навыки, которые может реализовать выпускник, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта. К основным оценкам профессионального мастерства выпускника относятся:

- самостоятельность в профессиональной деятельности, безошибочность выбора оптимальной технологии;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...

Дискуссия как метод активного обучения
Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются со­четание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. П ...

Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников
Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru