Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 10

Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогической гражданской деятельности, гражданского участия, гражданские компетенции, необходимые для социально-значимых целей и позитивных результатов.

В целом, речь идет о формировании гражданской культуры учителя, которая становится важнейшей составляющей компетентности педагога, необходимой для успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, если объективно гражданская культура выступает как характеристика гражданского общества, его духовный субстрат, то субъективно, по нашему мнению, гражданская культура выступает как мера активности индивида, характеристика индивида, которая может быть сформирована путем целенаправленной деятельности. В данной работе, мы предлагаем следующее рабочее определение гражданской культуры учителя. Гражданская культура учителя – это сущностная характеристика личности и деятельности профессионала, обладающего критическим мышлением, активной гражданской позицией, высокой коммуникативной культурой и опытом общественно полезной деятельности, основанной на установившейся системе гражданских ценностей.

Необходимость и возможность сознательного и целенаправленного формирования граждан как носителей гражданской культуры очевидна и эта идея присутствует у современных ученых. Чтобы сформировать гражданское общество, нужно сформировать гражданскую культуру, то есть составляющие ее компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Процесс формирования гражданской культуры определяет вся гражданская среда, представляющая собой совокупность институциональных и иных образований, с которыми люди вступают в непосредственный контакт и учитывают в своей деятельности. Эта деятельность опосредуется определенным комплексом гражданских знаний и умений. Исходя из этого, можно заключить, что гражданская культура формируется под влиянием социально-экономических условий и других процессов в их единстве и взаимной обусловленности.

Важнейшими характеристиками современного учителя являются: способность к профессиональной и творческой самореализации, социальная активность, личностная и профессиональная ответственность.

Формирование гражданской культуры осуществляется централизованно и системно в процессе профессиональной подготовки. Следовательно, современное педагогическое образование в вузе должно обеспечивать профессиональную социализацию и духовное развитие личности. На основе базисных и профессиональных моральных кодексов выстраивается гражданская культура учителя, его профессиональная гражданская этика.

Одним из условий формирования гражданской культуры учителя является использование личностно-деятельностных и интерактивных технологий, которые являются одними из наиболее адекватных с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей. Они создают необходимые условия как для становления и совершенствования коммуникативной компетентности через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности. Данные технологии способствуют формированию навыков и умений, необходимых каждому человеку в реальной жизни, выработке системы личностных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия являясь, одним из условий формирования гражданской культуры.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Определение педагогики
Термин педагогика имеет два значения: первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она ...

Спецификации физической среды Ethernet
Исторически первые сети технологии Ethernet были созданы на коаксиальном кабеле диаметром 0,5 дюйма. В дальнейшем были определены и другие спецификации физического уровня для стандарта Ethernet, позволяющие использовать различные среды передачи данных. Метод доступа CSMA/CD и все временные параметр ...

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области развития воображения старших дошкольников мы предлагаем программу кружка для детей старшего дошкольного возраста "Природа и фантазия" (приложение), в который входит система интегрированных занятий, включающих различные приёмы и методы р ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru