Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 10

Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогической гражданской деятельности, гражданского участия, гражданские компетенции, необходимые для социально-значимых целей и позитивных результатов.

В целом, речь идет о формировании гражданской культуры учителя, которая становится важнейшей составляющей компетентности педагога, необходимой для успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, если объективно гражданская культура выступает как характеристика гражданского общества, его духовный субстрат, то субъективно, по нашему мнению, гражданская культура выступает как мера активности индивида, характеристика индивида, которая может быть сформирована путем целенаправленной деятельности. В данной работе, мы предлагаем следующее рабочее определение гражданской культуры учителя. Гражданская культура учителя – это сущностная характеристика личности и деятельности профессионала, обладающего критическим мышлением, активной гражданской позицией, высокой коммуникативной культурой и опытом общественно полезной деятельности, основанной на установившейся системе гражданских ценностей.

Необходимость и возможность сознательного и целенаправленного формирования граждан как носителей гражданской культуры очевидна и эта идея присутствует у современных ученых. Чтобы сформировать гражданское общество, нужно сформировать гражданскую культуру, то есть составляющие ее компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Процесс формирования гражданской культуры определяет вся гражданская среда, представляющая собой совокупность институциональных и иных образований, с которыми люди вступают в непосредственный контакт и учитывают в своей деятельности. Эта деятельность опосредуется определенным комплексом гражданских знаний и умений. Исходя из этого, можно заключить, что гражданская культура формируется под влиянием социально-экономических условий и других процессов в их единстве и взаимной обусловленности.

Важнейшими характеристиками современного учителя являются: способность к профессиональной и творческой самореализации, социальная активность, личностная и профессиональная ответственность.

Формирование гражданской культуры осуществляется централизованно и системно в процессе профессиональной подготовки. Следовательно, современное педагогическое образование в вузе должно обеспечивать профессиональную социализацию и духовное развитие личности. На основе базисных и профессиональных моральных кодексов выстраивается гражданская культура учителя, его профессиональная гражданская этика.

Одним из условий формирования гражданской культуры учителя является использование личностно-деятельностных и интерактивных технологий, которые являются одними из наиболее адекватных с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей. Они создают необходимые условия как для становления и совершенствования коммуникативной компетентности через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности. Данные технологии способствуют формированию навыков и умений, необходимых каждому человеку в реальной жизни, выработке системы личностных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия являясь, одним из условий формирования гражданской культуры.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Внедрение новых технологий в процесс обучения
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, не владеющий компьютерными технологиями в скором времени будет не интересен современному школьнику. Нельзя тут не согласиться со словами К. Барретта: «Как педагог, в ...

Реализация условий развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе рисования с натуры
В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента мы провели работу по развитию логического мышления у младших школьников в процессе рисования с натуры. Задачами развития логического мышления младших школьников в процессе рисования с натуры м ...

Выявление умения детей 5-6 лет образовывать глагольные формы
Для того чтобы выявить уровень умений детей 5-6 лет образовывать слова-действия были определены следующие задачи: подобрать диагностические средства для выявления умения образовывать глагольные формы детьми 5-6 лет с ОНР; разработать критерии и уровневые показатели по данной проблеме; выявить урове ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru