Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 11

Таким образом, эффективность формирования гражданской культуры определяется следующими условиями: гражданская культура рассматривается как одна из важнейших характеристик личности учителя; процесс формирования гражданской культуры строится с учетом теоретического положения, определяющего в качестве ее состава когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты; в процессе формирования гражданской культуры используются интерактивные и личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогического вуза, что подтверждает гипотезу данного исследования.

К сожалению, реальность свидетельствует о том, что в нашем обществе гражданская культура является еще не достаточно развитой. Педагоги чаще всего демонстрируют адаптивную модель поведения, основой которой является стандартизация внутреннего мира, отсутствие четко выраженной профессиональной позиции, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм, доминирование консерватизма, авторитаризма, условностей и формально-инструктивных предписаний.

Для проведения исследования нами была разработана анкета на оценку уровня развития гражданской культуры студентов факультета иностранных языков КузГПА, которая позволила выявить общий уровень развития гражданской культуры по таким показателям как социальная активность, общественная позиция студентов, основы знаний Конституции РФ, отношение к будущей профессии. В ходе исследования нами были выделены три уровня сформированности гражданской культуры: начальный, высший и средний. В рамках каждого уровня рассмотрены 4 компонента, составляющие гражданскую культуру: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Проведенное нами анкетирование показало, что большая часть студентов находится на начальном или среднем уровне, в то время как процент респондентов с высоким уровнем развития гражданской культуры крайне низок и наблюдается лишь небольшой процентный рост в этой сфере, который особо заметен между студентами первого и второго курсов от 5% до 9%, что можно объяснить их включенностью в поликультурную образовательную среду. Тем не менее, отсутствие роста уровня развития гражданской культуры у студентов третьего, четвертого и пятого курса говорит о существенных недостатков в организации общественной работы.

Следовательно, вовлечение студентов в общественную деятельность, формирование у них значимых гражданских качеств, а соответственно и развитие гражданской культуры, как важнейшей личностной характеристики будущего учителя, является одним из приоритетных направлений воспитательной работы вуза.

На основе полученной информации, мы разработали программу формирования гражданской культуры будущего учителя. В программе выделены 4 этапа в соответствии с компонентами, составляющими гражданскую культуру. На наш взгляд, каждый из четырех этапов, имеет свою технологию формирования соотносящихся с ним гражданских компетенций: 1) когнитивный этап - занятие-коллаж, конференция, круглый стол; 2) мотивационно-ценностный этап - минимум-максимум, деловая игра; 3)эмоционально-оценочный этап - дебаты, дискуссия, диспут; 4)поведенческий этап - проектная деятельность. Мы предлагаем данную практическую разработку для использования в качестве примера в процессе формирования гражданской культуры будущего учителя.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 


Похожие статьи:

Роль и цели обучения грамматике
Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в изучении Иностранных языков. При грамматико-переводном методе грамматика являлась отправным моментом и целью обучения. «Свободное искусство» - «grammatica» (lat.) – считалось ...

Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности
Стиль учебной деятельности. Наука и практика свидетельствуют, что внимательное отношение к стилям обучения не только обеспечивает эффективность организационных воздействий педагога, но есть способ помощи в преодолении трудностей встающих на пути становления ведущего вида деятельности. в решении это ...

Формы организации труда детей в природе
применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному форм ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru