Образование: статьи и материалы » Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки » Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента

Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента

Страница 5

Сравнивая результаты диагностики на контрольном и констатирующем этапах эксперимента, мы построили графики, на которых можно проследить динамику развития уровня проявления эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах.

Из данных графиков можно констатировать тот факт, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Увеличилось количество детей с высоким уровнем до 3-х человек, со средним уровнем до 6 человек, но по-прежнему остался один ребенок с низким уровнем.

В контрольной группе произошли изменения лишь у трех детей: один ребенок переместился на средний уровень, поэтому с низким уровнем количество детей уменьшилось. У двух детей изменения в уровнях не произошло, но у них улучшились результаты по выполнению отдельных заданий.

Нами был зафиксирован тот факт, что среди испытуемых экспериментальной группы не наблюдалось равнодушных детей. 4 детей данной группы переместились с низкого уровня на средний, что говорит о возросшей эмоциональной отзывчивости детей на музыкальные произведения, а также о том, что ситуация общения с миром музыки вызывает наслаждение, создает эмоциональный комфорт.

Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню, свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры ("Я как будто побывал в сказке, где добрые светлые силы победили злых мрачных злодеев" – Леша К.).

Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. По сравнению с констатирующим экспериментом ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями, которые появлялись под влиянием созвучия мелодии и цвета. "Мне представилось, что я кружусь в небе, в каком-то сиреневом облаке, и там так красиво!" - Влада П). Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.

Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей.

Дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности на собственные чувства, эти дети выделяли социальную значимость произведений.

Для ребят был характерен перенос испытываемых эмоций в процессе общения с произведениями в различные виды деятельности. Наиболее распространенным было рисование. Дети самостоятельно выбирали для себя в повседневной жизнедеятельности занятие изобразительной деятельностью, что является показателем поиска способов и форм самовыражения.

В рисунках дети отображали не только определенный сюжет, но и передавали свое настроение. Для этого использовали в основном цвет как ведущее эмоциональное средство. Надо отметить, что в цветовом решении рисунки отличались разнообразием палитры используемых красок. Некоторые дети отображали собственное эмоциональное состояние только посредством цвета, что свидетельствует о выделении детьми данных средств выразительности для изображения переживаний, о творческом характере детской деятельности.

Дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню, были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего эксперимента эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Заинтересованность, любопытство, также были присущи дошкольникам, но детей в большей степени интересовала эмоциональная сторона произведений. Дети высказывали предположения, что происходило или, что способствовало созданию конкретного произведения, причем акцент делался на переживания композитора. Именно этот момент, по мнению детей, определял настроение воспринимаемого произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Игровая технология
В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает ...

Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства
Программы и методические разработки по изобразительному искусству (Б. Юсов, Б. Неменский) предлагают множество игр: «Три мастера», «Морской флот», «Народные праздники», «Художественный совет» и др. К каким видам игр их можно отнести? Безусловно, ролевые игры - «всем возрастам покорны». А как быть с ...

Пример диагностики развития внимания
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru