Образование: статьи и материалы » Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки » Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента

Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента

Страница 6

Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным произведениям.

Помимо названных эмоциональных состояний для детей было характерно состояние удовольствия, радости от общения с произведениями, со сверстниками и педагогом.

Дети, отнесенные к данному уровню, на констатирующем этапе исследования проявляли эмоциональную отзывчивость, соответствующую низкому уровню. Это свидетельствует о динамике эмоциональных переживаний детей, об обогащении эмоций в процессе общения ребенка с музыкой. Выделенные изменения в проявлении эмоций детей обусловлены ценностным содержанием и разнообразными формами специально-организованной деятельности педагога и детей на основе различных сочетаний музыкальных произведений. Следовательно, при создании соответствующих условий, возможно, обеспечение эффективного развития эмоций и чувств.

Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста (от любопытства и заинтересованности к эстетическому наслаждению и свободному творческому самовыражению). Также подтверждается эффективность обозначенных педагогических условий. Характер проявления эмоциональной отзывчивости свидетельствует о духовном развитии дошкольников, что определяет возможности такого педагогического средства как музыка.

Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе восприятия музыки достаточно эффективен.

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.

Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

В связи с поставленной целью в первой части нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.

Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу. Экспериментальная работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, проявили эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений.

Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по развитию эмоциональной сферы детей экспериментальной группы посредством восприятия музыки. Был разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Физиологические критерии здоровья
Напомним, что здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоро ...

Поручения как форма организации детского труда
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют тр ...

Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с интеллектуа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru