Образование: статьи и материалы » Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи » Опытно-экспериментальная работа по определению уровня познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа по определению уровня познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста

Страница 17

Общий вывод: в экспериментальной группе 72% детей показали высокий уровень познавательного развития, 28% - средний уровень. В контрольной группе 24% показали высокий уровень познавательного развития, 64% - средний уровень, 12% - низкий уровень познавательного развития.

Результаты контрольного эксперимента представлены на диаграмме (рис. 2.2.).

Рис. 2.1. Результаты контрольного эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенных занятий. Испытуемые экспериментальной группы показали, в основном, высокий уровень познавательного развития. Дети контрольной группы тоже повысили свои результаты, но это специфика учебно-воспитательного процесса ДОУ.

Таким образом, мы видим динамику познавательного развития экспериментальной группы (на 46%) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (см. рис 2.3.).

Рис. 2.3. Динамика познавательного развития

Таким образом, комплекс занятий по развитию речи, реализованный в экспериментальной группе является эффективным, так как по результатам исследования испытуемые данной группы показали высокий результат. Следовательно, цель работы достигнута, гипотеза доказана.

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики на этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют о средней норме в познавательном развитии детей в период дошкольного возраста. Все испытуемые, получив инструкцию к выполнению задания, старались проявить все свои способности в плане познавательного развития, а именно сосредотачивали свое внимание, напрягали память, развивали речь, что, в конечном счете, способствует увеличению объёма знаний, и, как следствие, общему психическому развитию. Но на наш взгляд этого недостаточно в период старшего дошкольного возраста. Данный этап в развитии ребенка характеризуется его подготовкой к обучению в школе. Следовательно уровень познавательного развития ребенка должен быть высоким.

Формирующий эксперимент нашего исследования представлен комплексом занятий по развитию речи, способствующим общему познавательному развитию ребенка в период дошкольного возраста. Применяя данный комплекс занятий регулярно можно добиться повышения уровня развития всех психических процессов у ребенка (памяти, воображения, мышления, восприятия, внимания, речи), что в конечном итоге мы и получили.

На этапе контрольного эксперимента мы диагностировали уровень познавательного развития старших дошкольников, применяя уже знакомую нам батарею тестов. По результатам исследования видно, что уровень познавательного развития старших дошкольников экспериментальной группы выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Следовательно, формирующий эксперимент, представленный комплексом занятий по развитию речи, позитивно влияет на познавательное развитие ребенка.

Период дошкольного детства характеризуется бурным и стремительным развитием всех психических функций ребенка. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего, полностью зависимого от взрослого существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18


Похожие статьи:

Основные этапы жизни и деятельности В. В. Розанова
Василий Васильевич Розанов родился в 1856 году в Ветлуге Кост­ромской губернии в семье чиновника лесного ведомства. Отец его умер вскоре после переезда семьи в Кострому, когда мальчику было три года. На руках матери оставалось семеро детей. После ее смерти с 14-летнего возраста будущий писатель вос ...

Анализ содержания темы «Кристаллогидраты» в школьных программах и учебниках
Итак, из проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы. Наиболее удачный, в плане рассмотрения понятия кристаллогидраты, мы считаем программу и учебники Н.С. Ахметова. В данном учебно-методическом комплекте рассматриваются вопросы, касающиеся исследуемой нами темы. Четко вводятся понятия, ...

Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru