Дошкольный возраст имеет определяющее значение для последующего психического развития. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности. Формируется не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Поэтому очень важно закладывать основы общего психического развития именно в этот период.
Особенности психического развития ребенка в период дошкольного возраста характеризуются тем, что:
─ расширяется сфера деятельности ребенка (начинает играть, рисовать, конструировать);
─ идет интенсивное познавательное развитие (овладевает речью, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и т.д.). Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации, формируется произвольность психических процессов;
─ формируются основы личности (ребенок начинает осознавать своё «Я», свою активность, деятельность).
Одним из средств познавательного развития ребенка являются занятия по развитию речи, на которых помимо воздействия педагога на детей, происходит взаимовлияние детей друг на друга. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения, выражают свои мысли в слове. Все это способствует познавательному развитию ребенка.
Опытно-экспериментальная работа была представлена классическим экспериментом. На этапе констатирующего эксперимента мы выявили уровень познавательного развития дошкольников.
По данным экспериментального исследования можно сделать следующий вывод: у испытуемых экспериментальной и контрольной группы, в основном, наблюдается средний и низкий уровень развития познавательных процессов. Поэтому целью формирующего эксперимента, который представлен комплексом занятий по развитию речи, является повышение уровня познавательного развития дошкольников. Занятия по развитию речи способствуют обогащению словаря, формированию выразительности речи, активизации мышления, умению последовательно, логично передавать содержание услышанного, вспомнить ранее рассказанное, а также развитию восприятия, внимания, воображения.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенных занятий. Испытуемые экспериментальной группы показали, в основном, высокий уровень познавательного развития. Дети контрольной группы тоже повысили свои результаты, но это специфика учебно-воспитательного процесса ДОУ.
Таким образом, комплекс занятий по развитию речи, реализованный в экспериментальной группе является эффективным, так как по результатам исследования испытуемые данной группы показали высокий результат. Следовательно, цель работы достигнута, гипотеза доказана.
Похожие статьи:
Коррекционная программа, направленная на развитие
связной речи дошкольников
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, для проведения которого был разработан план коррекционной работы по развитию связной речи с использованием игрушек. Цель: развитие связной речи с использованием игрушек. Структура группового занятия включала в себя следующие элементы: 1. Р ...
Организация и методы проведения исследования
В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было осуществлено изучение некоторых особенностей психического развития младших школьников, обучающихся в классе интегрированного обучения, и особенностей их межличностных взаимоотношений. Исследование проводилось на базе средней школы №3 ...
Характеристика общего нарушения речи и направления
коррекционной работы
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...