Дошкольный возраст имеет определяющее значение для последующего психического развития. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности. Формируется не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Поэтому очень важно закладывать основы общего психического развития именно в этот период.
Особенности психического развития ребенка в период дошкольного возраста характеризуются тем, что:
─ расширяется сфера деятельности ребенка (начинает играть, рисовать, конструировать);
─ идет интенсивное познавательное развитие (овладевает речью, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и т.д.). Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации, формируется произвольность психических процессов;
─ формируются основы личности (ребенок начинает осознавать своё «Я», свою активность, деятельность).
Одним из средств познавательного развития ребенка являются занятия по развитию речи, на которых помимо воздействия педагога на детей, происходит взаимовлияние детей друг на друга. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения, выражают свои мысли в слове. Все это способствует познавательному развитию ребенка.
Опытно-экспериментальная работа была представлена классическим экспериментом. На этапе констатирующего эксперимента мы выявили уровень познавательного развития дошкольников.
По данным экспериментального исследования можно сделать следующий вывод: у испытуемых экспериментальной и контрольной группы, в основном, наблюдается средний и низкий уровень развития познавательных процессов. Поэтому целью формирующего эксперимента, который представлен комплексом занятий по развитию речи, является повышение уровня познавательного развития дошкольников. Занятия по развитию речи способствуют обогащению словаря, формированию выразительности речи, активизации мышления, умению последовательно, логично передавать содержание услышанного, вспомнить ранее рассказанное, а также развитию восприятия, внимания, воображения.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенных занятий. Испытуемые экспериментальной группы показали, в основном, высокий уровень познавательного развития. Дети контрольной группы тоже повысили свои результаты, но это специфика учебно-воспитательного процесса ДОУ.
Таким образом, комплекс занятий по развитию речи, реализованный в экспериментальной группе является эффективным, так как по результатам исследования испытуемые данной группы показали высокий результат. Следовательно, цель работы достигнута, гипотеза доказана.
Похожие статьи:
Содержание культуры поведения
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи, которая, надо сказать, и сегодня находится в такой же ситуации. Думаем, что это не что иное, как результат недостаточного обращения внимания на формирование культуры поведения на начальном этапе обу ...
Оценка результативности проведенной программы коррекции нарушений поведения
детей младшего школьного возраста
Для оценки результативности программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста предусмотрены диагностические срезы: первичный, до проведения игры и вторичный, после ее окончания. Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый. Из опроса педагогов мы выяснили, что ...
Требования к условиям организации занятия дошкольников
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: а) все оборудование: гимнастическая стенка, к ...