Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Страница 5

Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до 1917 года, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все народные игры лаконичны и выразительны; они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов человека. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приведет к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). В игровых программах, на детских утренниках, праздниках мы предполагаем использовать коллективные народные игры.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют ход игры, регулируют действия и поведение играющих, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. правила обеспечивают условия, в рамках которых человек не может не проявлять воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить!». Все это требует проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех, все - за одного», - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка). Отмечу, что выражение детей «он играет не по правилам» отражает отношение их к правилам игры как к чему-то очень важному.

Подчиняясь правилам в сюжетной игре, ребенок действует согласно образу, который он изображает, например: волк ловит гусей, зайцы убегают от сторожа.

Необходимость действовать по сигналу воспитывает выдержку: как бы ни хотелось быстрее сорваться с места, а бежать можно только после обусловленного сигнала.

В коллективных играх часто от поведения одного играющего зависит положение товарища, успех команды. Так, например, в игре «Горелки» надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. В играх-эстафетах - малейшее замешательство каждого может подвести всех остальных членов команды.

Во многих подвижных играх детей 6-12 лет с мячами, обручами, скакалками, камешками и др. предметами правила игры устанавливаются самими участниками игры. Например, начиная играть, они договариваются, что считать ошибкой и что не считать. В игре «Классы» можно слышать: «Чур, с отдыхом, первая сказала», или в игре с резиночкой:

«Чужая помеха не считается» (это значит, что если ошибка произойдет не по вине прыгающего, он имеет право начать сначала). В каждом случае уговор становится правилом для всех играющих. Нарушивший его также исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами. Но уже замечено, что дети сами свои правила нарушают крайне редко.

Правила дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением окружающих. Эти навыки обычно отличают детей, пришедших в школу из детского сада. Они становятся организаторами, затейниками, первыми помощниками.

Игра напрямую связана с другими видами деятельности человека. «Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу . Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина . Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли», - так считал А.С.Макаренко. По его мнению, в игре должна быть ответственность и активность, как в работе. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для трудовой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Зарубежный и российский опыт профориентационной работы с молодежью
Российскому термину "профессиональная ориентация" на Западе соответствует термин "развитие карьеры". Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информацион ...

Воспитание человека культурного
Бескультурный человек подобен дикарю: у него одна потреб­ить, удовлетворить голод или защититься от стужи. На все он смотрит равнодушным взглядом, перестает изумляться, ни к чему не привязан, ничего не любит, для него нет никаких святынь, "для энного, и в этом именно заключается сущность его б ...

Понятие «познавательная активность обучающихся»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельно ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru