Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Страница 4

Наиболее раннее, из известных нам, систематическое описание детских игр в России принадлежит Е.А.Покровскому. О нем упоминает Д.Б.Эльконин в «Психологии игры», где приводит следующее высказывание из книги Е.А.Покровского, посвященной детским играм:

« .На всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой - доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, - от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, - от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д.». Игра выполняет следующие функции:

1. Обучающую. Развивает общеучебные умения, навыки, например, память, внимание и др.

2.Развлекательную. Создает благоприятную атмосферу, например, на уроке.

Коммуникативную. Объединяет играющих в коллектив, помогает установить эмоциональные контакты.

Развивающую. Гармонично развивает личные качества, активизирует резервные возможности на физических и психологических уровнях.

Воспитательную. Корректирует поведение в игровых моделях, жизненных ситуациях.

Психотехническую. Формирует навыки, подготавливает к более эффективной деятельности. Перестраивает психику для усвоения больших объемов информации.

Сравнение перечисленных выше функций игры с целью физической культуры, указанной коллективом авторов ( Лях В.И., Копылов Ю.А. и др.), включающей овладение учащимися знаниями, умениями и навыками воспитательной, оздоровительной, развивающей, образовательной, рекреационной и гигиенической деятельности, позволяет утверждать, что именно подвижные и спортивные игры обладают максимальным потенциалом для формирования личной физической культуры школьника. Кроме того, организация игровой деятельности доступна как социально-образовательным и социально-культурным учреждениям, так и семье. Поэтому мы предполагаем в своем исследовании использовать игровую деятельность в качестве основного метода в формировании физической культуры детей и подростков в условиях социально- культурной среды.

Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения или разрядки.

Итак, "игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества . тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям ".

Д.Б. Эльконин сделал первые выводы по психологии игры. Для старших детей смысл игры заключается в выполнении взятой на себя роли и связанных с ней правил, а для младших детей смысл игры заключается в общении: с другими детьми и со взрослыми. Для дошкольника главным в игре является роль, которую он на себя берет.

Важнейшим является тот факт, что в игре возникает воображение. Главные моменты игры: правила, подражание, воображение, - все это создает мнимую ситуацию, в которой действует ребенок. Удовлетворяя естественную потребность детей и подростков в двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, содействуют укреплению дружбы и товарищества.

Традиционным средством этнопедагогики являются народные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, скоростью и красотой движений. Они учили проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, частая сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, прибаутками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Коррекционная программа нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Занятие «Цветные карандаши» Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки. Ход занятия “Вхождение” (Дети входят в зал под песню “Добрые волшебники”) Педагог: “Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся ...

Беседа о декоративно-прикладном искусстве татарского народа
Татарский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание исследователей разных направлений. Материальная культура татар, как и вся их нравственно-духовная жизнь, богата и многообразна. Этические воззрения татар корнями уходят в первобытную эпоху, в семейное и общи ...

Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru