Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Страница 4

Наиболее раннее, из известных нам, систематическое описание детских игр в России принадлежит Е.А.Покровскому. О нем упоминает Д.Б.Эльконин в «Психологии игры», где приводит следующее высказывание из книги Е.А.Покровского, посвященной детским играм:

« .На всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой - доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, - от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, - от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д.». Игра выполняет следующие функции:

1. Обучающую. Развивает общеучебные умения, навыки, например, память, внимание и др.

2.Развлекательную. Создает благоприятную атмосферу, например, на уроке.

Коммуникативную. Объединяет играющих в коллектив, помогает установить эмоциональные контакты.

Развивающую. Гармонично развивает личные качества, активизирует резервные возможности на физических и психологических уровнях.

Воспитательную. Корректирует поведение в игровых моделях, жизненных ситуациях.

Психотехническую. Формирует навыки, подготавливает к более эффективной деятельности. Перестраивает психику для усвоения больших объемов информации.

Сравнение перечисленных выше функций игры с целью физической культуры, указанной коллективом авторов ( Лях В.И., Копылов Ю.А. и др.), включающей овладение учащимися знаниями, умениями и навыками воспитательной, оздоровительной, развивающей, образовательной, рекреационной и гигиенической деятельности, позволяет утверждать, что именно подвижные и спортивные игры обладают максимальным потенциалом для формирования личной физической культуры школьника. Кроме того, организация игровой деятельности доступна как социально-образовательным и социально-культурным учреждениям, так и семье. Поэтому мы предполагаем в своем исследовании использовать игровую деятельность в качестве основного метода в формировании физической культуры детей и подростков в условиях социально- культурной среды.

Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения или разрядки.

Итак, "игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества . тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям ".

Д.Б. Эльконин сделал первые выводы по психологии игры. Для старших детей смысл игры заключается в выполнении взятой на себя роли и связанных с ней правил, а для младших детей смысл игры заключается в общении: с другими детьми и со взрослыми. Для дошкольника главным в игре является роль, которую он на себя берет.

Важнейшим является тот факт, что в игре возникает воображение. Главные моменты игры: правила, подражание, воображение, - все это создает мнимую ситуацию, в которой действует ребенок. Удовлетворяя естественную потребность детей и подростков в двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, содействуют укреплению дружбы и товарищества.

Традиционным средством этнопедагогики являются народные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, скоростью и красотой движений. Они учили проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, частая сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, прибаутками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов
Перестройка, начатая в нашей стране, затронула все сферы человеческой деятельности - политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения и в том числе народное образование. На этом пути встречается немало трудностей, ...

Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова
XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. Происходит значительное событие - открытие первых светских государственных школ. Вначале эти школы имели практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701), пушкарская школа (1701), хирург ...

Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения,несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности,с которыми сталкиваются как начинающие,так и зрелые педагоги при устан ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru