Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Страница 2

Сюжет игры, в свою очередь, - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. Они отражают историческую эпоху, социально-исторические, географические и конкретно-бытовые условия жизни общества. Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни -несомненный факт, признаваемый многими учеными.

Игра проходит несколько стадий:

1. До 5-6 лет. Время комнатной игры и игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие товарища и редко берет чужие игрушки. Развиваются личные способности ребенка. Он еще не может играть в группе, часто ссорится с товарищами. Не надо навязывать ему компаньонов. Он «собственник». Не надо давать ему упражняться в его агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Пусть играет один, если хочет.

До 11-12 лет. Интерес к товарищам, к групповой игре. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в благоприятной обстановке. Обычно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит то и другое и является переходом к 3-ей стадии.

Ребенок - член коллектива. Коллектив этот не только игровой, но и деловой, учебный. Поэтому игра принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с определенными физкультурными целями, правилами, а самое главное – с понятием коллективного интереса и дисциплины.

Когда человек взрослеет, значение игры в его жизни уменьшается, она замещается другими формами общения, а так же разнообразными видами искусства. О роли игры в жизни взрослого так писал один из ведущих психоаналитиков XX века Эрик Эриксон (1902-1994) в своем труде «Детство и общество»: «Верно, что даже самая напряженная и опасная игра по определению не есть работа, ибо не производит товар. Когда же это происходит, игра «становится профессиональной». Но именно это обстоятельство с самого начала делает сравнение игры взрослого и игры ребенка довольно бессмысленным, поскольку взрослый есть производящее и обменивающее товары существо, тогда как ребенок только готовится стать таковым. Для работающего взрослого игра является отдыхом. Она позволяет ему периодически выходить за пределы тех строго очерченных возможностей, которые составляют его социальную действительность» .

Элементы игры полезно вносить в обучение, общение и труд. В физическом воспитании обучение и физическая тренировка в игре не воспринимаются как изнурительный труд. В игре можно развивать такие качества ребенка, которых ему недостает, опираясь на те, которые уже хорошо развиты и закреплены.

Мир игры трансформируется в художественную и спортивную деятельность. У подростков игра трансформируется в специфической подростковой субкультуре. Субкультура, в данном контексте, - это принятие особого кодекса поведения и символики, - своеобразных правил «игры». Игра компенсирует подростку ограниченность и недостатки реальной жизни.

Э.Эриксон делает такой вывод: «Так что же такое детская игра? Мы видели, что она не эквивалентна взрослой игре и не является отдыхом. Играющий взрослый уходит в сторону от действительности и входит в другую реальность; играющий ребенок продвигается вперед к новым ступеням мастерства в овладении этим миром и собой. Я выдвигаю предположение, что детская игра есть инфантильная форма человеческой способности осваивать жизненный опыт, создавая модели ситуаций, и овладевать действительностью через эксперимент и планирование. Ведь и взрослый в определенных фазах своей работы проецирует прошлый опыт в переменные, которые кажутся управляемыми».

В современном обществе взрослых развернутых форм игры нет, ее вытеснили и заместили различные формы искусства и спорт. Развернутой формой игры Д.Б.Эльконин считает ролевую игру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Методики для изучения проявления в общении детей третьего года жизни с ЗРР невербальных средств
Диагностика детей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев,). В основе проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей с ЗРР 2–3 лет лежат следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого; выяв ...

Выявление взаимосвязи мотивации и дезадаптации первоклассников
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею. Школьную мотивацию мы также изучали с по ...

Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru