Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Страница 7

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование .

Какие качества требует наступивший XXI век? Что надо заложить в ребенке, чтобы он стал полноценным членом человеческого общества и мог не только жить в нем, но и приносить ему пользу? Какие качества могут быть сформированы в процессе физического воспитания?

Современному человеку необходимы физическое и психическое здоровье, сила воли, умение концентрировать внимание, организационные навыки, отрицательное отношение к бездействию, умение действовать согласованно с другими членами коллектива, умение подчинить свои желания правилам человеческого общежития. Эти качества являются результатом социализации, усвоения ребенком норм и правил общения, взаимодействия с людьми. Они могут быть сформированы в процессе физического воспитания, в процессе игровой деятельности, подвижных и спортивных игр.

Физическая культура является многоаспектным объектом исследования и рассматривается в исследованиях с разных позиций: как вид человеческой деятельности и ее результат, совокупность материальных и духовных ценностей, как часть культуры общества и отдельной личности, как качество личности, как учебный предмет.

Являясь природным и социальным существом, человек целостен. В этой связи проблема физической культуры есть проблема гармонии физического и духовного в человеке. Поэтому физическая культура не может рассматриваться только как процесс физической подготовленности и средство укрепления здоровья школьников. Физическая культура представляет собой феномен единства развития физического и духовного в человеке, формирования культуры движений и культуры тела, способ жизни и способ развития целостной личности.

В последние годы в связи с задачами гуманизации и совершенствования физического воспитания наметился новый, культурологический, подход к исследованию физической культуры.

Определяя понятие "физическая культура личности" с позиций культурологического подхода (не имеющее однозначного определения), считаем, что оно должно базироваться на владении личностью ценностями физической культуры и ценностным отношении к ней и включать физическое развитие и состояние здоровья; систему знаний (интеллектуальные ценности физической культуры) в единстве с умениями и навыками по физической культуре, двигательными действиями и качествами (физические ценности); устойчивый интерес, потребность в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях (ценностное отношение личности к физической культуре); навыки самостоятельных занятий.

Игра, игровая деятельность является активным методом обучения и в этом качестве широко применяется в педагогике. Как свободная деятельностью, не преследующая внешних целей и побуждаемая интересом, удовольствием, игра не только способствует эффективному формированию знаний, умений и навыков и системы отношений. Она развивает способности, интеллект, чувства, волевые качества, творческие возможности человека.

Подвижные и спортивные игры, используемые в физическом воспитании, способствуют физическому, социальному, интеллектуальному развитию школьников. Но главное достоинство игр применительно к формированию физической культуры школьников заключается в том, что вызывая положительные эмоции в процессе игры, интерес, они привлекают, вызывают желание играть, заниматься ими и тем самым способствуют формированию положительной мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой.

Сравнение функций игры с целью физической культуры, включающей овладение учащимися знаниями, умениями и навыками воспитательной, оздоровительной, развивающей, образовательной, рекреационной и гигиенической деятельности, позволяет утверждать, что именно подвижные и спортивные игры обладают максимальным потенциалом для формирования физической культуры школьника.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори
Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению, письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста не следует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессори отступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, а письму — с ...

Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru