Чтобы подтвердить теоретическую часть данного исследования мы приступили к опытно - экспериментальной части нашей работы. Нами была поставлена следующая задача: проверить в процессе опытно - экспериментальной работы педагогические условия развития воображения старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия".
После теоретического исследования вышеизложенной проблемы, была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа.
Констатирующий этап - определение уровня развития воображения старших дошкольников.
Формирующий этап - проводилась работа по развитию воображения старших дошкольников посредством природного материала с учётом выделенных педагогических условий.
Контрольный этап - сравненный анализ результатов развития воображения.
В эксперименте участвовала группа детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап нашего исследования был посвящён изучению и анализу развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для чего на базе МОУ "Начальная школа - детский сад "Берёзка" г. Плавск, с подгруппой детей в составе 10 человек, из подготовительной к школе группы было проведено исследование.
Влад П. - 6,2;
Оля А. - 5.8;
Максим Л. - 6,4;
Оксана К. - 6,0;
Артем Ш. - 6,5;
Даша М. - 5,11;
Настя И. - 6,2;
Павел К. - 6,8;
Иван К. - 6,4;
Саша А. - 6,9.
Цель данного этапа - выявить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста по следующим критериям и показателям, разработанным Е. Торренсом, О.М. Дьяченко, А.И. Кирилловой:
оригинальность и необычность изображения;
эмоционально - эстетическое отношение к процессу создания изображения;
скорость процессов воображения (беглость) - быстроту выполнения задания, способ выполнения;
характер ответов, уровень их оригинальности;
способ выполнения задания (мысленное экспериментирование);
характер и количество попыток к решению задачи;
уровень самостоятельности выполнения задания.
Для реализации поставленной нами цели были подобраны и проведены следующие методики:
"Разрезные картинки", автор Е.Е. Кравцова.
"Дорисовывание фигур", автор Е. Торренс, модификация О.М. Дьяченко
3. "Перестановка спички", автор Т.В. Чередникова, модификация В.Т. Кудрявцева.
4. "День рождения гномика", авторы В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразолиева.
Методика " Разрезные картинки" (см. приложение) была нацелена конкретизировать основную функцию воображения - видение целого раньше частей. Установить те три основных компонента, которые характеризуют функцию воображения:
1) опору на наглядность,
2) использование прошлого опыта,
3) наличие особой внутренней позиции. Детям предъявлялись несколько картинок с изображёнными на них игрушками, а потом показывались тебе же картинки в разрезанном виде. Детей просили по "кусочку" догадаться, от какой он картинки, что на ней было изображено. При этом говорилось, что одна целая картинка потерялась и взрослый не помнит, что на ней было нарисовано.
Далее по характеру выполнения задания дети были поделены на три группы.
Обработка результатов проводилась по трёх бальной системе:
1 балл. Дети данной группы не сразу принимались за задание. Они вначале отказывались от него, мотивируя своё поведение тем, что их этому не учили
2 балла. Дети практически сразу берутся за дело. Они выбирают любой кусочек, долго его разглядывают, затем смотрят на лежащие перед ними картинки и дают какой-то ответ.
3 балла. Дети пытались как-то осмыслить и обыграть предложенное задание. Испытуемым этой группы безразлично, по какому кусочку отгадывать рисунок. Дети не стараются придерживаться точного соответствия реальности. Их ответы представляют или гибрид знакомых им рассказов и личных впечатлений, или поток фантазии от начала и до конца.
Выводы об уровне развития воображения: 3 балла - высокий; 2 балла - средний; 1 балл - низкий.
Похожие статьи:
Формы совместной работы учреждения образования и семьи
Н.Е. Щурова подчеркивает, что современный подход к организации взаимоотношений школы и семьи в формировании личности ребенка предполагает ориентацию на принципы сотрудничества и взаимодействия. Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контр ...
Характеристика профессионального образования
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и с ...
Содержание организации экспертизы при аттестации
дошкольного образовательного учреждения
Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей. Задачи: Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизи ...