Подготовка и реализация каждого образовательного проекта сопровождается изучение специализированных материалов, разработкой новых или изменением действующих методик и технологий обучения. Результаты этой работы имеют многоцелевой характер и могут быть использованы для развития других направлений деятельности техникума в виде:
- новых дисциплин в составе основных образовательных программ разных уровней профессионального образования;
- новых методических разработок для действующих учебных дисциплин;
- новых тем дипломных и курсовых работ;
- новых вопросов и проблем для обсуждения на межрегиональных научно-практических конференциях, семинарах и др.
Следовательно, работа над проектами в рамках единого профессионального поля позволяет техникуму обеспечить накопление и расширение внутреннего потенциала путем целенаправленных и скоординированных процессов развития, реализовать опережающий характер управления образовательным процессом, в отличие от реактивного, предполагающего принятие управленческих решений как ответную реакцию на объективные изменения в профессиональной практике.
Таким образом, наличие в устойчивой педагогической системе техникума гибкой подсистемы дополнительного профессионального образования расширяет образовательное пространство техникума и предоставляет возможность каждому студенту максимально раскрыть свои индивидуальные возможности и способности, а также позволяет педагогам актуализировать профессиональные знания и выявить потребности профессиональной практической среды.
Готовность обучающихся работать в деятельностном режиме обусловлена внутренними и внешними условиями, способствующими проявлению активности. К внутренним условиям относится прошлый опыт, вид и уровень мотивации, система отношений личности с миром и другими людьми. Предпосылкой внутренней готовности обучающегося к активной самостоятельной деятельности является информированность о профессии, которая заключается в наличии у него ясного представления о назначении специальности, о структуре профессиональной деятельности, об основных характеристиках предмета профессиональной деятельности и о требованиях к носителю данной профессии. Соединение знания с активной позицией во взаимодействии с преподавателем относится к важнейшим условиям формирования обучающегося как субъекта образовательного процесса, деятельностное участие в котором обеспечивает его профессиональное становление.
Как отмечалось выше, адаптации к профессии в техникуме способствуют формы и методы ведения образовательного процесса, а также продуманная система самостоятельной работы студентов, выполняющая одновременно несколько функций:
- организаторскую (приобретение навыков самоорганизации);
- психологическую (углубление интеллектуальных мотивов и потребностей в самообразовании);
- образовательную (стремление к фундаментальности знаний);
- профессиональную (обучение анализу и постановке оценочных суждений);
- воспитательную (осознание себя субъектом профессиональной деятельности).
К внешним условиям готовности обучающихся к активной самостоятельной деятельности относится коллективная форма работы. В рассмотренных выше методах ведения образовательного процесса воссоздается предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, которая является деятельностью коллективной. При коллективном способе решения профессиональных проблем преодолевается противоречие между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером будущего труда. Коллективная деятельность, предполагающая распределение индивидуальных обязанностей между участниками, оказывает большое положительное влияние на становление чувства ответственности, позволяет увидеть себя частицей «всех», а их – продолжением «себя». Коллективная работа обеспечивает самоорганизованность образовательного процесса.
Г. И. Щукина в своих исследованиях отмечает, что «у индивида – участника общественной деятельности благодаря общению формируются особые человеческие свойства: коммуникация, самоорганизация, актуализация способов и образа действий». Отсюда следует, что в процессе коллективной деятельности как формы организации образовательного процесса на основе методов активного обучения формируются навыки коммуникации и самоорганизации.
Похожие статьи:
Влияние сформированности полоролевых стереотипов на
здоровье подростков
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальная сил. Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид ...
Понятие аграмматической формы дисграфии
Причинами возникновения аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии. В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести. У ребенка дисграфия часто бывает связана с ра ...
Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в
процессе рисования с натуры
В процессе жизни человек получает самые различные впечатления от многих предметов. При этом признаки предметов, объектов или явлений не только запечатлеваются в памяти, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом и т.д. При этом прочнее запоминаются в каждом предмет ...