Образование: статьи и материалы » Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников » Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью

Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью

Страница 13

Эти дети были не в состоянии установить последовательность сюжетных картинок со скрытым смыслом. Им была характерна бессистемность и недо­статочная активность процесса рассматривания картинки. Они не замечали и не признавали свою ошибку даже тогда, когда экспериментатор указывал им на нее.

В других случаях наблюдалось нарушение поведения. Порывистые, недостаточно скоординированные движе­ния, общая двигательная расторможенность препятство­вали успешному выполнению заданий. Были также дети, которым мешала выполнить зада­ние недостаточная целенаправленность деятельности. Иногда дети проявляли повышенную речевую ак­тивность, разговаривали сами с собой и обращались к элементам картинки: «Сейчас я тебя вот сюда положу. Так хорошо будет . А с тобой я вот чего сделаю .» и т. д. В целом у детей, отнесенных к самому низкому уровню успешности решения наглядно-образных за­дач, оказалось несформированным умение устанавливать последовательность между даже простыми сюжетными картинками, что связано с недостаточной сформированностью струк­туры познавательной деятельности.

Итак, было установлено, что по успешности решения наглядно-образных задач группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной. Среди детей были такие, которые решали задания без особых затруднений, а были и такие, которые не смогли выполнить задания. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования наглядно-образного мышления, которые использовались на формирующем этапе. После проведения занятий по развитию наглядно-образного мышления был проведен повторный констатирующий эксперимент по заданиям констатирующего эксперимента.

Результаты выполненных исследований представлены в таблицах:

Таблица 3.

«Результаты выполнения методики «Помоги достать игрушку!».

Эксперимент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ср. балл

Конст-ий

2

2

2

3

2

3

1

3

3

1

2,2

Пов-ый кон-ий

3

2

2

3

3

3

2

3

3

3

2,7

Как видно из результатов исследования, представленных в таблице, показатели различны. В целом с заданием дети справились.

При выполнении этого задания на констатирующем этапе мы выявили ряд особенностей наглядно-образного мышления. У них отмечалось снижение интереса, пассивность, безынициативность в ходе выполнения заданий. Статичность образов-представлений вызывала трудности в интерпретации картинки. (Таня А., Саша И.). Дети затруднялись строить умозаключения и делать соответствующие выводы. (Андрей Ф., Настя С., Ваня С.). Они зачастую как бы “чувствовали” смысл проблемной ситуации, но выразить его в речи самостоятельно, в особенности в развернутой форме, являлось для них проблематичным. В своих высказываниях дети затруднялись восстанавливать ход сюжета, т. е. дети описывали конкретные детали на картинке и без помощи не переходили на рассказ по данной картинке. Некоторые дети давали сбивчивые односложные ответы по картинке, в целом связного рассказа так и не получилось. Порой было недостаточно общей инструкции и наводящих вопросов. (Костя К., Андрей Ф.). Мы неоднократно прибегали к личному опыту детей, просили вспомнить, а как они вели себя в подобной ситуации. Таким образом, мы сделали вывод, что у них отсутствует перенос способа действия.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Похожие статьи:

Понятие профориентационного тренинга
В настоящее время тренинг очень активно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Подобная широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития к ...

Профессиональная компетентность
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. В педагогической науке понятие «професси ...

Коррекционная программа, направленная на развитие связной речи дошкольников
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, для проведения которого был разработан план коррекционной работы по развитию связной речи с использованием игрушек. Цель: развитие связной речи с использованием игрушек. Структура группового занятия включала в себя следующие элементы: 1. Р ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru