– достигать цели коммуникации в ситуации свободной беседы, где роль инициатора общения принадлежит собеседнику и где необходимо умение реализовать тактику речевого поведения, характерную для неподготовленного общения в рамках свободной беседы (преимущественно на социально-культурные темы).
При решении коммуникативных задач в рамках третьего уровня иностранец должен:
– демонстрировать развитую тактику речевого поведения в ситуациях официального / неофициального, непосредственного / опосредованного общения;
– уметь комбинировать тактики речевого поведения в зависимости от целей, задач, времени, места общения, социального статуса и предполагаемой коммуникативной компетенции собеседника, соблюдая при этом правила стилистического оформления речи;
– вербально реализовывать 1) контактоустанавливающие; 2) регулирующие; 3) информативные; 4) оценочные интенции, а в случае необходимости демонстрировать комплексное их использование:
– организовывать речь в соответствии с ситуацией общения и правилами речевого этикета: вступать в коммуникацию, инициировать беседу, поддерживать беседу, изменять тему (направление) беседы, завершать беседу адекватно ситуации общения, прерывать собеседника; подхватывать и развивать мысль собеседника, выражать понимание собеседника, подбадривать собеседника, обеспечивать психологический комфорт общения усложненными формами речевого этикета – комплимент, любезность, соболезнование, сочувствие и т.д., используя при этом разнообразные тактики речевого общения для достижения поставленной коммуникативной цели;
– побуждать собеседника к совершению действия: выражать просьбу, совет, предложение, пожелание, жалобу, требование, настояние, приказ, указание, напоминание, замечание, предупреждение, предостережение, указание на ошибку, угрозу и др. и реагировать на побуждение: выражать согласие / несогласие, протест, желание / нежелание, подчинение / неподчинение; разрешать, запрещать, возражать, сомневаться, уклоняться, отказываться; обещать, заверять, давать гарантии, признавать свои ошибки, обнадеживать и др., используя при необходимости разнообразные тактики речевого воздействия;
– запрашивать и сообщать в рамках тем и ситуаций общения, включенных в данный стандарт, событийную и фактуальную информацию: об условиях, целях, причинах, следствиях, возможности, вероятности, необходимости фактов, событий, явлений; качественную и количественную характеристику предметов, лиц, событий, явлений; а также при необходимости дополнять, уточнять, переспрашивать, выяснять, объяснять, разъяснять, иллюстрировать и др.;
– выражать и выяснять интеллектуальное отношение: высказывать желание, потребность, намерение, предпочтение, мнение, предположение, осведомленность и др.;
– выражать и выяснять морально-этическую оценку: одобрять, хвалить, упрекать, осуждать, подозревать, порицать;
– выражать и выяснять социально-правовую оценку: оправдывать, защищать, обвинять;
– выражать и выяснять рациональную оценку: сравнивать со стандартом, нормой, оценивать целесообразность, эффективность, возможность / невозможность, истинность, вероятность / маловероятность и т.д.;
Похожие статьи:
Классификация моделей и видов моделирования
Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (т. е. по средствам моделирования); по характеру моделируемых объектов; - по сферам приложения моделирова ...
Анализ уроков с использованием игровой деятельности
Игры и игровые задания- упражнения к школьным разделам языкознания. Речевая коммуникация детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Все коммуникативно - лингвистические игры со словом и игровые задания имеют одновременно обучающу ...
Психологические «дары детства»
Художниками становятся немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек. Известный психолог, исследователь детского изобразительного творчества В.И. Киреенко писал: «Если воспитатели, педагоги только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то ...