Образование: статьи и материалы » Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства » Содержание студийных занятий и самостоятельных работ студентов

Содержание студийных занятий и самостоятельных работ студентов

Страница 3

Для практической подготовки выявления формы гипсовых геометрических тел необходимо выполнить ряд упражнений в рисовании этих моделей с натуры.

Здесь немаловажное значение имеют техника владения карандашом, умение использовать все выразительные средства рисунка. Это непростая задача.

Надо добиваться точности в построении геометрических тел, чтобы они были искажены в пропорциях, верно соотносились по высоте, ширине, длине, верно сокращались в перспективе и убедительно лежали по плоскости стола. Добиться объема геометрических тел легче всего штрихами по форме: длинными и короткими, с легким или слабым нажимом на карандаш. Избегайте черноты, так как гипс – белый материал, а его тени светятся рефлексами. Последовательность выполнения рисунка геометрических фигур из гипса приведены в приложений №1. Не следует также растирать нанесенные на бумагу штрихи. Лучше несколько раз «пройтись» штрихами по форме, чем растирать рисунок к ошибкам, грязи, замасленности листов, вялому, невыразительному рисунку.

Рисунок простого натюрморта из предметов быта.

Натюрморт в качестве учебного задания крайне необходим. Он дает возможность изучить основные положения реалистического рисунка., способствует развитию творческих способностей каждого студента. В изобразительном искусстве натюрмортом (от французского nature morte – «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт – это особый жанр в живописи и в графике, имеющий самостоятельное значение, он может быть составной частью станковой композиции (жанровая, картина, портрет). Кроме неодушевленных предметов (например, до-обихода) в натюрморте изображаются объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь, –рыба на столе, цветы в букете и т.п.

Натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их владельца.

Учебный натюрморт в отличие от творческого имеет строго направленную цель: дать учащимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей.

Для первого натюрморта подбирают два-три предмета быта, разные по форме и размерам, простые по конструкции (без рельефов и орнаментов), которые ставят на фоне одноцветной, гладко расправленной ткани, например холста.

Начинают работу над натюрмортом с выбора точки наблюдения, композиционного размещения предметов на листе бумаги. Чтобы хорошо справиться с композицией, рекомендуется сделать предварительный эскиз на небольшом листе бумаги. Перейдя на основной лист, определяют большое пятно, в котором вписываются предметы, если объединить их по крайним точкам (справа и слева, вверху и внизу). Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя им место на плоскости стола и наметив их общую форму.

При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа: схематизация (начальный этап упрощенного изображения общей формы), типизация (выявление характерных признаков формы предметов путем построения конструкции с помощью вспомогательных линий), индивидуализация (выявление отличных особенностей предметов, включая детали) и обобщение рисунка (подчинение деталей большой форме, выявление главного, выразительного, собирание натюрморта в единое целое).

Усложнение задачи в рисунке натюрморта связано с введением фона, который должен учитываться рисовальщиком как заранее предусмотренный элемент композиции. Фон поможет ему выразительнее передать связь предметов в пространстве через контрасты («светлое на темном» и «темное на светлом»). Рисунок натюрморта (группы предметов) значительно усложняется еще и потому, что надо передать форму не одного предмета, а нескольких, связанных между собой, выдержать масштаб и тональную закономерность постановки в целом. От учащегося потребуется увидеть и передать не только отличия предметов по пропорциям, форме и размерам, но и разность в тоне, связанную с окраской материальными особенностями предметов, освещенностью поверхностей.

Здесь нельзя ограничиться только линейно-конструктивным построением форм, а нужно стремиться передать тональные градации, сравнивая между собой теневые и освещенные поверхности предметов, силу собственных и падающих теней. При этом штрих должен быть легким, а тени прозрачными. Нужно избегать сильного нажима на карандаш, так как тени только кажутся черными. Глубину тона на теневых поверхностях нужно стремиться передать за счет правильно найденных тональных отношений. В течение всей работы над натюрмортом, выражая форму тоном, не следует забывать необходимости проверки и сопоставления отдельных частей постановки друг с другом, уточнять общую форму предметов, выражая их пластику светотенью и штрихом по форме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Влияние личностных качеств на формирование репутации молодых людей
Одним из важнейших факторов, определяющих высокую репутацию студента, является восприятие обществом его личностных качеств. Умение мыслить предполагает наличие высокого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи - видеть и учитыв ...

Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей
Структура программы представлена по общей конструкции во многом аналогично структуре программы по развитию мышления. Базовый уровень (мотивация + интеллект + креативность = одаренность), естественно, остается без изменений. На уровне, условно названном «содержательным», представлены блоки, составля ...

Исследование проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Проблемы, связанные с овладением речью, развитием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и зарубежных исследователей, психологов. Так, внимание исследователей привлек вопрос: какая из грамматических форм – существительное или глагол раньше появляется в детской речи. С точки зрения ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru