Образование: статьи и материалы » Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства » Содержание студийных занятий и самостоятельных работ студентов

Содержание студийных занятий и самостоятельных работ студентов

Страница 7

На боковых поверхностях головы опорными точками являются: макушка (свод черепа), затылочные, теменные и лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, края глазницы, скуловые кости и скуловые дуги, наружное слуховое отверстие, корень и основание носа, верхняя челюсть, губы, тело, угол и подбородочные выступы нижней челюсти, сосцевидный отросток височной кости.

При построении головы необходимо помнить, что в основе ее пластики заложена структура не только костей черепа, но и расположенных на нем мышц.

Чтобы верно увязать голову с туловищем, надо представить себе семь верхних позвонков, образующих жесткую конструкцию шеи и являющихся частью позвоночного столба. Поскольку позвоночник лежит на задней"поверхности туловища, то и шея расположена ближе к задней (затылочной) поверхности головы, чем к передней. В процессе рисования головы следует опираться на знание характерных переломов, границ плоскостей объемной формы. Используя знакомый уже нам порядок постепенного построения головы по стадиям, рисующий должен придерживаться раз и навсегда установленного положения модели, работать осознанно, воспринимая натуру не по частям, а как единое целое.

На протяжении всей длительной натурной постановки необходимо возвращаться к ранее нарисованному, уточняя рисунок и устраняя ошибки.

1 этап. Осуществляём композиционное размещение головы на листе бумаги. Устанавливаем движение (наклон головы и шеи) и основные пропорции. Нанеся крайние точки массы головы в виде овала, легкими штрихами отмечаем серединную линию головы и направление шеи. Помечаем основные профильные линии глаз, надбровных дуг, бровей и нижнего основания носа, разреза губ и положение осей носа и уха, лобные бугры, границы волос, углы нижней челюсти и подбородочные возвышения. Относительно серединной линии определяем общий поворот формы головы с передней на боковую поверхность с учетом перспективного сокращения. Для большей точности построения парные опорные точки соединяем легкими осевыми линиями.

Убедившись, что движение и основные пропорции определены верно, переходим к линейно-конструктивному построению деталей лица, пропорций и характера: бровей, наклона разреза глаз (формы глазного яблока, верхнего и нижнего век, положения радужки и зрачка), носа, верхней и нижней губ, подбородка и т.д. Парные формы следует рисовать одновременно, например правый глаз одновременно с левым, правую скуловую кость с левой и т.д. Расположение и пропорции деталей лица следует проверять постоянно.

2 этап. Уточняем конструктивную форму головы и конкретизируем построение деталей более точной прорисовкой с легкой светотеневой проработкой. Тени следует начинать прокладывать от границ между светом и тенью, так как переходы светотени помогают выявлению объема формы головы. Разбивка рисунка на свет и тень поможет увидеть свои ошибки в построении ң пропорциях.

Далее необходимо усилить контрасты светотени на основе тональных отношений, возникающих при данном освещении лица и волос. Затем переходим к построению собственных и падающих теней. Работая тоном, нужно все время уточнять рисунок деталей головы.

Если на начальной стадии рисунка мы работали над типизацией объемов головы (при помощи разбора ее конструктивного строения и прокладки светотени), то сейчас наступило время выявления индивидуальных особенностей натуры.

В жизни трудно встретить двух абсолютно похожих друг на друга людей. В начальной стадии рисунка не ставилась задача достигнуть полного сходства с моделью. Мы старались за внешними очертаниями уловить лишь пластическую сущность головы, понять, как одна форма возникает из другой, намечали место деталей.

3 этап. Теперь обратимся к уточнению пропорций и прорисовке важных деталей, от которых зависит сходство портретируемого, таких, как глаза, нос, рот и ухо. В соответствии с пластикой лба, скул, верхней и нижней челюстей уточняем положение названных деталей.

Внимательно рассмотрим пластику носа. В зависимости от типа носа: прямой, курносый, «орлиный» (с горбинкой) – меняется рисунок спинки, крыльев носа и ноздрей. Крылья носа могут быть плоскими, узкими, выпуклыми, короткими или удлиненными, ноздри – округлыми или узкими.

Рисуя нос, нужно видеть его анатомическую структуру, границу костной основы и хрящей. Спинка носа (передняя поверхность четырехсторонней призмы) не бывает одинаковой ширины. Вверху (у корня) нос имеет более четкую, образованную носовыми костями форму и выглядит резче. Выступая вперед и вниз, нос расширяется и приобретает более округлую, мягкую форму благодаря эластичному строению хрящей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Похожие статьи:

Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостояте ...

История развития школьного образования
Шко́ла (от греч. σχολή, scholē) — учебное заведение (иначе — образовательное учреждение) начального, основного и полного среднего образования. В русском языке наименование «школа» относится также и иногда к высшему профессиональному образовательному учреждению (на ...

Общественно-педагогическое движение в России во второй половине XIX в
Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru