Рассмотренные в данном параграфе критерии оценки сформированности у выпускников готовности к продолжению образования и овладения преподавателями управленческой деятельностью в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов используются в дальнейшем при обработке данных. Констатирующий эксперимент.
В ходе выполнения опытно-экспериментальной работы по решению поставленных задач нами получены следующие результаты.
1. Для определения эффективности организационно-педагогических условий на итоговом аттестационном экзамене проводился анализ уровня усвоения содержания знаний по профессиональному образованию.Были разработаны итоговые тесты, вопросы и задачи которых группировались по следующим направлениям: общие теоретические знания, умение выделять профессиональную проблему, целостность представления о будущей профессиональной деятельности, практические навыки работы с информацией. Как нам представляется, такая группировка позволяет датьосновные характеристики содержания профессиональной подготовки специалиста. Результаты тестирования выпускников 1996 г. (29 чел.) представлены в таблице 11.
Таблица 11 Результаты тестирования выпускников (констатирующий эксперимент)
Направления вопросов изадач теста |
Количествовыпускников |
Количество правильных ответов по диапазонам, % | ||
0-3 |
4-7 |
8-10 | ||
1 . Общие теоретические знания |
29 |
0 |
76 |
24 |
2. Целостное представление о будущей профессиональной деятельности |
92 |
8 |
0 | |
3. Умение выделять профессиональную проблему и находить оптимальный способ ее решения |
78 |
17 |
5 | |
4. Умение аналитически воспринимать письменную информацию и применять полученные навыки к ее обработке |
14 |
58 |
28 |
Из этого следует, что выпускники слабо понимали междисциплинарные связи, что не позволило им сформировать целостное представление о будущей профессиональной деятельности.
2. Для исследования уровня готовности выпускников к продолжению образования проведено анкетирование выпускников техникума. Положительные ответы на вопросы анкеты сгруппированы по уровням оцениваемого параметра и представлены в таблице 12.
Таблица 12 Уровни готовности выпускников к продолжению образования
Уровни |
Количество положительных ответов, % |
Оптимальный |
0 |
Допустимый |
7 |
Критический |
31 |
Недопустимый |
62 |
Данные свидетельствуют о том, что на этапе констатирующего эксперимента отмечается преимущественно недопустимый уровень готовности выпускников кпродолжению образования.
Из этого следует, что 62% выпускников,работающих по специальности, обучались с целью получения документа о среднем профессиональном образовании и не были готовы к продолжениюпрофессионального образования. Остальные 38% выпускников осознавали необходимость продолжения образования.
3. Для выявления уровня овладения преподавателями управленческой деятельностью в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов были составлены аттестационные карты управленческо-педагогической деятельности.
Похожие статьи:
Биологические ритмы и работоспособность
Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологическ ...
Принципы образования
Опорные постулаты системы образования В. В. Розанова изложены в статье "Три главные принципа образования", в которой он предлагает свой вариант более эффективной работы школьной системы. Обратимся к ней. Прежде всего - это принцип индивидуальности. Причем индивидуальность должна быть сохр ...
Теоретические основы формирования словообразования
Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов. ...