Что касается целостности представления о будущей профессиональной деятельности, то здесь сохраняется преимущественно средний уровень, но изменилось соотношение низкого и нормального уровней в сторону уменьшения доли первого (в 3,5 раза) и увеличения доли второго (в 2 раза). В целом за весь период опытно-экспериментальной работы профессиональная подготовка выпускников имеет положительную динамику с преимущественно среднего уровня на констатирующем этапе эксперимента до преимущественно нормального на контролирующем. Это подтверждает эффективность образовательного процессамногоуровневой профессиональной подготовки специалистов, реализуемого на основе спроектированной модели.
Для исследования уровня готовности выпускников к продолжению образования на всех этапах эксперимента проводилось анкетирование. Положительные ответы на вопросы анкеты группировались по уровням оцениваемого параметра. Результаты представлены в таблице 17 и на рисунке 11.
Таблица 17
Оценка динамики сформированности готовности выпускников
к продолжению образования (все этапы эксперимента)
Уровни |
1996 г. |
2000г. |
2006 г. |
Оптимальный |
0 |
5 |
16 |
Допустимый |
7 |
19 |
53 |
Критический |
31 |
46 |
22 |
Недопустимый |
62 |
30 |
9 |
Примечание: 1996г. - констатирующий этап; 2000 г. - формирующий этап; 2003 г. - контролирующий этап.
Данные таблицы 17 свидетельствуют о том, что на контролирующем этапе по сравнению с формирующим этапом в 3 раза больше выпускников (16%) выразили полную готовность к расширению круга своих функциональных обязанностей и продолжению профессионального образования, понимая все трудности предстоящей работы; 75% выпускников осознали необходимость продолжения образования в течение профессиональной деятельности и выразили частичную готовность к расширению круга своих функциональных обязанностей на конкретном рабочем месте. Не готовыми к продолжению образования оказались 9% выпускников, что в 3 раза меньше, чем на предыдущем этапе эксперимента.
Рис. 11. Оценка динамики готовности выпускников к продолжению образования
Из рисунка 11 следует, что за период опытно-экспериментальной работы формирование у выпускников готовности к продолжению образования в течение последующей профессиональной деятельности имеет положительную динамику: с преимущественно недопустимого уровня на констатирующем этапе до преимущественно допустимого на контролирующем.
Для выявления овладения преподавателями управленческой деятельностью в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов на всех этапах исследования составлялись аттестационные карты их управленческо-педагогической деятельности. Аттестационные карты заполнялись на штатных преподавателей и преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства. Результаты статистической обработки показателей аттестационных карт на преподавателей и распределение полученных оценок по уровням на всех этапах эксперимента представлены в таблице 18 и на рисунке 12.
Из данных, приведенных в таблице 18 видно, что на этапе итогового эксперимента по сравнению с формирующим этапом в 3 раза (с 26% до 8%) уменьшилась численность преподавателей, имеющих низкий (критический) уровень управленческо-педагогической деятельности.
Таблица 18 Оценка динамики управленческо-педагогической деятельности преподавателей по всем этапам эксперимента
Год проведения эксперимента |
Количество преподавателей, чел. |
Распределение оценок по уровням, % | ||
низкий |
средний |
высокий | ||
1996 |
56 |
64 |
26 |
10 |
2000 |
72 |
26 |
51 |
23 |
2006 |
85 |
8 |
45 |
47 |
Похожие статьи:
Технология модульного обучения
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: 1. Содержание обучения пре ...
Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим
недоразвитием речи в повседневной деятельности
Задачи обучающего этапа: апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности; составить комплекс наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении образованию слов-действий де ...
Особенности системы экспертирования
образовательного учреждения
Экспертиза выполняет множество самых разных задач. Среди основных ее функций можно выделить следующие: аналитическую - выяснение состояния дел в практике, прояснение сущности происходящих событий, процессов, ситуаций и причин, породивших эти состояния; оценочную - определение состояния анализируемы ...