Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Страница 8

Подготовка таких специалистов носит характер социальный защиты выпускника при быстрых изменениях в экономике и обществе. «При определении новой ориентации профессионального образования нужно добиваться того, чтобы система выпускала не просто образованных людей, но людей, способных продолжать свое образование в течение всей жизни и легко приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям …». Пожалуй, этот вывод, сделанный в 70-е годы, является по сути своей главным требованием к качеству подготовки современного специалиста. «Не профессия на всю жизнь, а образование через всю жизнь».

К сожалению, оценивая качество подготовки специалиста с этих позиций, можно констатировать: выпускники профессиональных образовательных учреждений в настоящее время не готовы реализовать те требования, которые им предъявляет общество, развивающийся рынок труда, да и сама личность, имеющая притязания на высокий профессионализм.

Притязания студентов на получение высокого уровня профессионализма и возможности найти свое место на рынке труда не всегда оправданы.

Анализ причин «отставания» профессионального образования от указанных притязаний выделяет одну из главных – отсутствие четкой профессиональной характеристики, определенного временем «эталона» специалиста. В данном случае имеется в виду не общая модель специалиста с ее структурными взаимосвязями, а перечень общих (необходимых) требований к специалисту как профессионалу, в широком смысле этого понятия. Профессионализм представляет собой совокупность двух групп факторов: внешних и внутренних. С одной стороны, это совокупность профессиональных умений и знаний, которые профессионал приобретает в процессе обучения и производственной практики, требования к которым обусловлены и задаются извне: уровень развития общества (экономический, политический, социальный); уровень развития производства вообще и в данной профессии в частности; условия труда; спрос на данный вид труда и т.д. С другой стороны, профессионализм подразумевает определенные особенности личности, то есть вбирает в себя определенные внутренние факторы, составляющие внутренний потенциал индивида. То есть профессионализм – это симбиоз качеств личности и уровня профессиональных умений. При разработке содержания образования для подготовки специалиста любого профиля важно учитывать обе тенденции. При учете внешних и внутренних факторов создается профессиональный коридор для подготовки требуемого специалиста.

Таким образом, содержание внешних факторов до сих пор является спорным и не достаточно раскрытым, а с нашей точки зрения, это один из главных параметров, определяющий содержание профессионального образования. На основе внешних факторов должна вырисовываться картина социального заказа общества на данного профессионала-специалиста. Соответствие этому заказу (требованиям) делает выпускника профессиональных учебных заведений конкурентоспособным, обеспечивает комфорт в профессиональной, социальной и личной жизни. Эти требования создают фундамент профессиональной подготовки и уровня его квалификации. С другой стороны, в становлении профессионала очень большую роль играют внутренние факторы, индивидуальные особенности, склонности и способности, которые могут как способствовать, так и мешать развитию профессионализма.

Внутренние факторы включают в себя все особенности личности: темперамент, особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов, опыт, особенности направленности личности (в первую очередь ее интересы, склонности, мотивацию), особенности характера и общие и специальные способности (задатки). Все это важно учитывать, когда мы говорим о подготовке специалиста, так как знание этих особенностей помогает педагогу в более быстрой и качественной подготовке специалиста, выработке индивидуального стиля работы.

Незнание и не учет этих факторов делает работу педагога менее продуктивной, а иногда приводит к «браку» в выпуске специалистов. Чтобы учесть все особенности личности специалиста, мы использовали функциональную динамическую структуру личности К. К. Платонова (рисунок 8). Мы обосновали, что содержание образования выступает как средство достижения результата, является одним из главных компонентов образования и зависит от многих параметров развития самого государства.

Рис. 8. Динамическая структура личности

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Похожие статьи:

Социальная компетентность ребенка как предмет деятельности педагога в детском доме
Общество, как сложное, системное образование заинтересовано в воспроизводстве собственных членов. Для этого существуют процессы воспитания (как приобщения к моральным нормам), профессионального обучения и пр., и выстроенные для этих процессов институты. В более общем виде процесс включения человека ...

Современное понимание произносительной стороны речи
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фра ...

Становление системы образования в дореволюционный период
Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в Древней Руси характеризовалась существенной связью с византийской традицией. Однако, в противовес греческой системе образования, основанной на приоритете частных форм обучения, русская школа развивалась как государственн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru