Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Страница 9

Если человек не обладает специальными способностями, то особое внимание обращается на общие способности, возможности развития тех способностей, которые могут компенсировать недостаток задатков и помочь студенту освоить выбранную профессию, а затем сделать профессиональную деятельность специалиста более успешной.

Профессий, в которых предъявляются жесткие требования к личности и взаимокомпенсации способностей, очень немного. В остальных же определенные особенности личности (в основном типологические особенности нервной системы) могут либо ускорить, либо замедлить процесс обучения, обеспечить человеку ту или иную степень успешности в данной профессии (кто-то может достичь вершин профессионализма, а кто-то работать на среднем уровне и при этом быть удовлетворенным). Безусловно, индивидуальные особенности личности играют большую роль в становлении профессионализма и их нельзя не учитывать в организации процесса обучения при подготовке профессионала. При этом, констатируя те или иные особенности нервно-психических процессов, тот или иной уровень развития познавательных и волевых процессов, нельзя забывать о таком важном личностном качестве, как профессиональный интерес, мотивация профессиональной деятельности. Мотивация играет существенную роль в становлении профессионала. Важнейшей проблемой является исследование и развитие внутренней мотивации. Профессионализм предполагает наличие мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами учебного и любого другого внешнего контроля. Профессионализация – перестройка мотивационной сферы через рациональное формирование субъектом мотивов – целей профессионального порядка с последующим эмоциональным подкреплением.

Если с содержанием «внутреннего фактора» по существу проблем не возникает, так как содержание его составляющих достаточно полно описано в литературе, то содержание «внешнего фактора» имеет массу разногласий среди ученых психологов и педагогов. Понятия: «профессионально важные, профессионально значимые, социально значимые умения» и т.д. по разным источникам имеют разные толкования, обозначения и содержание. Это, вероятно, связано с тем, что долгое время профессионально-важные качества понимали как набор психофизических функций и свойств человека, обеспечивающих ему высокую работоспособность и ускоренную профессиональную адаптацию к имеющимся условиям труда. При разработке ПКХ и профессиограмм много внимания уделялось изменению содержания и характера труда в условиях автоматизации производства и все большей социализации человека. Требования современного производства поглотили универсальные характеристики личности, которые более существенны и значимы для определения перспектив дальнейшего развития общества.

Поэтому происходит смена акцентов в подготовке специалистов: перенос значимости с профессионально важных (трудовых) качеств на профессионально и личностно значимые. Не отрицая сложности подготовки молодого специалиста на уровне требований, которые предъявляет рынок рабочей силы, проектирование образовательных программ идет по пути реализации одного направления, цели: удовлетворения рынка труда; при этом программа развития профессиональных учреждений направлена на подготовку востребованного рынком специалиста.

Личностно значимые качества можно рассматривать как притязания личности к обществу, профессии, к окружающему миру. Не учитывать их нельзя, поскольку они во многом определяют мотивы профессионального выбора и роста.

Предлагаемая блок-схема – это лишь формальная зарисовка состава, связанного с изменениями требований к специалисту. Но это ни в коей мере не говорит о том, что мы рассматриваем специалиста как носителя комплекса качеств, формирование которых позволит обеспечить профессиональную подготовку индивидуума. Мы рассматриваем это как часть всей системы подготовки и становления личности лишь в аспекте проектирования содержания и определения тех умений и качеств личности специалиста, которые помогут, определить конкретное содержание и создать условия для развития этой личности.

Содержание профессиональной подготовки в нашем понимании, - содержание, непосредственно направленное на реализацию профессионально-трудовых требований к специалисту.

В общем виде содержание профессиональной подготовки должно быть представлено в квалификационных и профессиональных характеристиках.

Содержание профессионального обучения представляет собой «содержание учебной информации, усвоение которой должно гарантировать освоение требуемых умений и качеств личности». В общем виде содержание профессионального обучения должно быть представлено в учебных планах и программах (таблица 5).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Похожие статьи:

Апробация методических рекомендаций
К. Грюневальд в одной из своих работ указал, что основным способом преодоления негативизма, несомого закрытыми образовательными учреждениями развитию своих воспитанников, является ликвидация этих самых учреждений. В условиях российской действительности такое решение может быть принято лишь со време ...

Закономерности обучения
Образование как целостное явление – одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы это продукт внутренней самоорганизации. Закономерность более широкое по объёму понятие, чем «закон» и рассматривается как результат совокупного действия множества законов. Закономерности обучения вы ...

Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьника, важнейшим средством поликультурного воспитания. Базой нашего исследования является 2 «А» класс МСОШ №11 г. Саранска. Школа расположена по адресу: 430024, г. Саранск, б. Эрьзи, 28а ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru