3. Принцип интегративности образовательных программ, позволяющий формировать научно-обоснованные объединения предметных знаний и умений в технологические блоки или курсы, соответствующие видам деятельности. Естественно, такой интеграции должны предшествовать тщательная дифференциация профессиональных умений.
4. Принцип завершенности образовательных программ. Этот принцип в большой степени должен определить структуру содержания при многоуровневой организации обучения. Блоки учебного материала для программы каждого уровня и ступени должны обладать той степенью завершенности, которая позволяет обеспечить готовность к квалификационной и профессиональной деятельности в случае возникновения необходимости прервать учебный процесс.
5. Принцип преемственности образовательных программ. Этот принцип хорошо описан в педагогической литературе и вполне соответствует новым подходам к отбору содержания в блоках различного уровня квалификации; причем содержания не только профессиональных умений, но и качеств личности.
6. Принцип опережающей профессиональной подготовки, при котором содержание каждого предыдущего уровня обучения создает базу для овладения содержанием следующего уровня. Реализация предлагаемого принципа предусматривает разработку таких показателей профессионального и личностного продвижения, которые могут диагностировать состояние обучающегося в начале обучения и динамику его развития на различных промежуточных этапах.
Таким образом, если подготовка специалиста должна соответствовать требованиям к его предстоящей деятельности, то в первую очередь необходимо представить требования как ряд конкретных умений и проектировать содержание внутри образовательного учреждения именно от умений: не от отдельных предметов, необходимых знаний, а от различного уровня умений. Теоретическое содержание профессиональной подготовки должно стать производной от содержания и уровня профессиональных умений, а количество и наименование предметов (курсов) – производной от структурирования (объединения или дифференциации) умений.
Педагогическая технология проектирования содержания с предлагаемыми принципами и подходами к разработке производственных технологий может служить одним из вариантов решения многих содержательных проблем. В общем виде технология представляется нами как алгоритм действий по отбору и структурированию содержания и выражается в виде проектировочных шагов:
1. Анализ сферы профессиональной деятельности и формирование социального заказа.
2. Целеполагание в рамках образовательного учреждения (в виде профессионально-важных умений).
3. Выделение массива умений и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности согласно комплексу выявленных требований.
4. «Разложение» умений на более простые умения (стратегические, тактические, операционные).
5. Установление логических и содержательных связей между всеми группами и уровнями умений.
6. Выделение блоков общих умений для всех уровней обучения, общих и специфических умений для каждого уровня.
7. Структурирование содержания блоков каждого уровня и в каждом уровне.
Чтобы учебные программы отвечали качественным и структурным изменениям науки, необходимо соблюдать научные принципы их разработки. Основными из них являются следующие:
1. Отражение проблемного построения развития профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров и специалистов среднего звена. Развитие профессионального образования должно опережать процесс совершенствования орудий и предметов труда, технологии и организации производства.
2. Отражение в программах современных достижений науки, техники и передовой технологии в соответствующей отрасли производства. Содержание науки настоящего и прошлого, особенно ее принципов и закономерностей, составляет фундамент профессионального образования.
3. Отражение политехнического принципа.
К профессионально-политехническим относятся понятия, характеризующие общие принципы устройства и действия средств производства конкретной отрасли; общие принципы технологии производства конкретной отрасли; общие научные основы профессиональной деятельности, общие экономические факторы труда конкретной отрасли. Так, к профессионально-техническим понятиям относятся понятия о конкретном производстве, технологических процессах, трудовой деятельности рабочего данной профессии, а также знания, являющиеся основой профессиональных навыков умений.
Похожие статьи:
Описание методики диагностирования уровня сформированности экономических
представлений младших школьников
Актуальность проблемы. Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную эконом ...
Возрастные особенности младших школьников
1. Анатомо-физиологические особенности возраста. а)Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, д ...
Особенности педагогической профессии
У каждой профессии есть особенности, у педагогической — тоже. Рассмотрим их. 1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, ...