В ходе констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты:
1. Установлено, что заданные образовательные цели разных уровней профессионального образования соответствуют потребностям профессиональной практической среды и не противоречат концепции непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки специалистов.
2. Исходя из целей профессионального образования и закономерностей образовательного процесса были сформулированы основные принципы построения образовательной системы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов: целостности, научности, активности, динамичности, интеграции, гибкости, модульности.
3. Разработаны качественные характеристики развития мотивационной и целеполагающей деятельности участников образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. У обучающихся оценивалась психологическая готовность к продолжению образования. Установлены уровни качественной характеристики: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. В управленческой деятельности преподавателей было выделено пять параметров, значение которых измерялось в ходе эксперимента в соответствии с таблично заданными уровневыми характеристиками. К этим параметрам отнесены: психологическая готовность преподавателей к построению технологии образовательного процесса многоуровневой структуры, квалификационный уровень, умение использовать гуманистический подход в образовательном процессе, активность, умение управлять преемственным образовательным процессом. Определены уровни качественной характеристики этих параметров: высокий (норма-образец), средний (допустимый), низкий (критический).
На втором этапе (2000 – 2002 гг.)
проводился формирующий эксперимент. Были разработаны критерии оценки эффективности модели многоуровневой образовательной системы.
Цель
формирующего эксперимента состояла в уточнении организационно-педагогических условий реализации многоуровневой профессиональной подготовки специалистов, внедрении в практику и корректировке содержания модели многоуровневой подготовки специалистов.
Задачи
исследования на втором этапе были следующие:
1. Уточнение организационно-педагогических условий реализации многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля.
2. Уточнение содержания отдельных элементов модели многоуровневой подготовки специалистов через внедрение ее в практику работы техникума.
3. Проверка влияния разработанных модели и организационно-педагогических условий на эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля.
В 2001 году в техникуме состоялся семинар-практикум преподавателей дисциплин коммерческого цикла из начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений. В семинаре приняли участие 20 преподавателей из разных учебных заведений области. Слушатели семинара обсудили следующие вопросы: «Комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплин коммерческого цикла в свете требований Государственного образовательного стандарта», «Использование комплексных коммерческих ситуаций при обучении студентов», «Организация итоговой государственной аттестации выпускников в учреждениях среднего профессионального образования».
К семинару-практикуму была приурочена выставка учебно-методических материалов по дисциплинам цикла. По итогам семинара состоялся «Круглый стол», где обсуждались проблемы преподавания дисциплин коммерческого цикла в средних специальных учебных заведениях области. В 2002 году в техникуме была проведена региональная научно-практическая конференция «Современные педагогические технологии, их использование в среднем профессиональном образовании», в ходе которой были рассмотрены вопросы:
- современные педагогические технологии в среднем профессиональном образовании;
- проблемно-контекстное обучение в многоуровневом учебном заведении;
- рейтинговая система контроля и проблемно-модульное обучение на разных уровнях приобретения торгово-экономического образования;
- проблемно-дифференцированное обучение;
- элементы педагогического менеджмента в многоуровневом учебном заведении.
В 2004 году был проведен общетехникумовский семинар-практикум «Содержание и организация самостоятельной работы студентов в условиях среднего профессионального образования».
Похожие статьи:
Группа дезадаптированных детей с хорошим уровнем интеллекта
Среднее арифметическое – 14 Среднее квадратичное отклонение s=2,58 min значение – 11 max значение – 18 Коэффициент вариации – 18%, что говорит о средней выраженности неоднородности выборки в проявлении данного признака во второй группе детей с хорошим уровнем интеллекта. Индивидуальные значения (mi ...
Фольклор в развитии творческих способностей детей
школьного возраста
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно ...
Организация и методика проведения опытно-экспериментальной
работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка
"Природа и фантазия"
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области развития воображения старших дошкольников мы предлагаем программу кружка для детей старшего дошкольного возраста "Природа и фантазия" (приложение), в который входит система интегрированных занятий, включающих различные приёмы и методы р ...